Помимо понятий и категорий в структуре научного знания существенную роль играют законы как одна из основных форм познания человеком явлений действительности. Философы отмечают, что «в логической форме этот процесс представляет собой движение мысли от единичного к особенному и затем ко всеобщему».
Являясь отражением прочного, остающегося, идентичного в явлении, закон выявляет существенные связи внутри явления. «Ergo, закон и сущность понятия однородные (однопорядковые) или вернее, одностепенные, выражающие углубление познания человеком явлений, мира etc».
Следовательно, выявляя закономерные связи и отношения между явлениями, мы выделяем существенное в них. Содержание законов науки и сферы их действия определяются каждой данной наукой. В связи с этим выявление закономерностей в рассматриваемой предметной области должно способствовать ее более углубленному познанию, а также более глубокому раскрытию специфики соответствующей науки, в нашем случае методики.
Следует отметить, что термин «закономерность» получил в педагогических науках большее распространение, чем термин «закон». Обозначая также существенные, объективные связи внутри явления или между явлениями, этот термин не претендует в такой мере на строгое, однозначное, научное определение, как термин «закон» и, следовательно, не предъявляет столь жестких требований к языку науки в целом.
Возвращаясь к вопросу о закономерностях обучения иностранным языкам, изучаемых методикой, рассмотрим сначала, какие наиболее существенные связи выделяются в обучении с позиций всех смежных с методикой наук, как они взаимодействуют друг с другом и как преломляются методикой в своих целях.
Известно, что в педагогике воспитание, образование и обучение рассматриваются в целом как явления социально обусловленные, зависящие от целого ряда исторически сложившихся социальных, экономических, политических и прочих факторов.
Социальная обусловленность обучения раскрывается в многочисленных связях формируемой личности с обществом, в ее взаимодействии с учителем, с другими членами ученического коллектива и т. д.
В каждой из этих сфер можно было бы выделить сбои специфические закономерности. Так, например, применительно к взаимодействию учителя и учащихся существенным является его активный и сознательный характер, проявляющийся в том, что учащийся активно присваивает общественный опыт, носителем которого в условиях школы являются учитель, учебник и учебные пособия, а учитель целеустремленно управляет этим процессом. Кроме того, необходимо отметить наличие сложных противоречий между ними.
Социальная обусловленность обучения, выступая в качестве одной из существенных закономерностей педагогики, в равной мере относится к обучению любому учебному предмету, в том числе и иностранным языкам, и может рассматриваться поэтому в качестве одной из основных общепедагогических закономерностей, преломляемых в методике.
В педагогике отмечается, что воспитание (в широком смысле слова) всегда осуществляется в процессе какой-либо деятельности: в труде, обучении, игре, общении. Это положение, будучи также одной из основных педагогических закономерностей, подчеркивает деятельностный характер обучения любому учебному предмету, в том числе и иностранному языку, и также является одной из существенных общепедагогических закономерностей, находящих отражение в методике.