Поскольку любое обучение предполагает усвоение знаний, навыков и умений, то результативность обучения зависит от учета особенностей усвоения. Как известно, процессы усвоения определяются возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, этапом обучения (уровнем обученности), видом формируемой деятельности, а также способами ее организации. Например, чем активнее и сознательнее действия ученика, тем они прочнее; чем нагляднее, тем успешнее. Речь идет о реализации дидактических принципов, среди которых особое значение имеют следующие: сознательность, систематичность, наглядность, последовательность, доступность, активность и индивидуальный подход в обучении. Характерно, что в истории методики доминирующее и специфическое использование таких принципов, как сознательность и наглядность, привело к созданию целостных общих методов (направлений) в обучении (ср. сознательно-сопоставительный и аудиовизуальный методы), а стремление последовательно осуществить индивидуальный подход в обучении — одна из причин создания программированного обучения.
Следовательно, зависимость обучения от процессов усвоения находит свое выражение прежде всего в том, что используются такие обучающие воздействия, которые опираются на определенные процессы усвоения, выделяемые в качестве наиболее существенных и доминирующих. Так, опора на сознательное усвоение справедливо противопоставляется опоре на бессознательное, механическое усвоение. И с этой точки зрения сознательность — один из ведущих принципов обучения в советской школе.
Однако следует иметь в виду, что способы реализации сознательности зависят от характера формируемой деятельности, от возрастных особенностей учащихся, от уровня обученности и т. п.
Сознательность, в частности, по-разному проявляется при обучении лексике и при обучении грамматике, при обучении чтению и при обучении устной речи, при обучении на начальном и продвинутом этапах. А это значит, что необходимо учитывать динамику в использовании этого принципа, его связи с другими принципами, и с этой точки зрения вряд ли целесообразно характеризовать в настоящее время общий метод обучения (в нашем понимании целостное методическое направление) на основе выделения одного какого-либо дидактического принципа.
Поскольку организация учебного материала (учебной информации) обусловлена планируемым результатом (целью), то она в значительной мере предопределяет организацию учебной деятельности.
Закономерная соотнесенность языка, речи и речевой деятельности, взаимосвязь единиц знаковой системы языка и их взаимодействие в речи, специфика каждого из видов речевой деятельности, соотнесенность двух языковых систем в сознании учащихся, а также обусловленность педагогического процесса содержанием учебного материала, наличие разных типов взаимодействия между учителем и учащимися, осуществление образования и воспитания в процессе обучения, реализация управляемого характера обучения с помощью обратной связи и поэтапного формирования предметных и умственных действий — все это обусловливает значимость способов организации учебного материала в целях задания, соответствующего целям управляемого педагогического процесса.
Эта закономерность определяет главным образом содержание и структуру учебного материала, а соответственно, и все остальные элементы системы.
Следует заметить, что эта группа методических закономерностей может быть отнесена и к другим учебным предметам. Однако применительно к каждому учебному предмету эти закономерные связи имеют некоторую специфику, как бы свое особое преломление. Так, дидактические принципы находят во всех учебных предметах свои конкретные формы реализации, соотношение образовательных и воспитательных целей, с одной стороны, и практических — с другой, также раскрывается в них по-разному (ср. группу учебных предметов — основ наук и учебных предметов, представляющих собой главным образом виды деятельности, основы искусств и г. п.). Будучи наиболее общими методическими закономерностями, они занимают соответственно верхний ярус в иерархии закономерных связей, проявляющихся в обучении иностранным языкам.