При соотнесении концепций научения с концепциями обучения необходимо учитывать и тот факт, что связь между психологическими теориями о закономерностях формирования личности в процессе обучения с общими (дидактическими), а тем более частными (методическими) концепциями обучения отнюдь не прямая и однозначная. Она обусловлена прежде всего целями обучения, которые определяются, как известно, политикой, социальным заказом общества, типом школ, их материальным оснащением и т. п., а применительно к методике обучения конкретному учебному предмету также и уровнем развития той отрасли знания, которая отражается в содержании соответствующего учебного предмета (т. е. лингвистики и ее частных отраслей).
Данное обстоятельство, а также отсутствие в настоящее время такой психологической концепции обучения, которая позволила бы охватить одновременно все стороны обучения иностранным языкам, обусловливает необходимость искать опору в ряде психологических, теорий в зависимости от того, применительно к какому виду учебной деятельности и на каком этапе осуществляется обучение иностранным языкам. Одной из таких существенных опор является общая теория речевой деятельности, которая оказывает все большее влияние на методику обучения иностранным языкам. Однако прежде чем перейти к рассмотрению некоторых ее положений, подчеркнем значимость выделенной выше с позиций психолого-педагогического аспекта закономерности обучения, а именно зависимость процессов усвоения от характера предмета усвоения, в нашем случае от уровней организации иностранного языка, специфики его аспектов, видов речевой деятельности.
Таким образом, зависимость формирования знаний, умений и навыков и психики в целом от организации предметной деятельности в свою очередь опосредуется зависимостью последней от самого предмета деятельности, т. е. от характера того, что должно быть усвоено.
Что же непосредственно подлежит усвоению при обучении иностранным языкам? Попробуем найти ответ на этот вопрос с помощью общей теории речевой деятельности.
И. А. Зимняя и А. А. Леонтьев выделяют в качестве объектов усвоения языковой материал, действия оформления и действия оперирования. Под языковым материалом понимается вся структура языковых единиц различных уровней языковой иерархии (фонемы, морфемы, слова) и правила оперирования этими единицами (на уровне слов — это, например, правила грамматического оформления). Действия оформления и действия оперирования составляют в совокупности механизм реализации речевого акта. С помощью первых осуществляется внешнее оформление высказывания (произношение, интонирование), а также его внутреннее структурное (прежде всего грамматическое) оформление. Под действиями оперирования И. А. Зимняя и А. А. Леонтьев понимают не специфичные для данного языка, а относительно универсальные умственные действия типа сличения (сравнения), выбора (отбора), набора (составления) целого из частей, комбинирования (сочетания) и т. п., которые они включают в состав действий оформления.
Поскольку разграничение этих действий условно и поскольку в настоящее время, как справедливо отмечает Н. Ф. Талызина, ни педагогика, ни психология не дают нам достаточно достоверного описания структуры учебной деятельности, их дифференцирование представляется на практике не всегда возможным, а потому часто приходится объединять действия оформления и действия оперирования, рассматривая их в общем плане как действия реализации.