Специфику эту в наибольшей степени раскрывают лингвистический и психолингвистический аспекты понятия «обучение иностранным языкам». Однако прежде чем обратиться к рассмотрению этих аспектов, необходимо еще остановиться на некоторых общих характеристиках обучения, которые могут быть выделены с точки зрения педагогической психологии, изучающей феномен «обучение» с позиций явлений, связанных с личностью ученика и процессами ее формирования в ходе учения.
Представители педагогической психологии справедливо отмечают, что в основе концепции обучения лежит определенная психологическая концепция учения (научения — в терминах В. А. Артемова, Л. Б. Ительсона, Б. Г. Ананьева), психологическая концепция усвоения. Некоторые психологи считают правомерным рассматривать в качестве такой основы одновременно несколько теорий усвоения (научения), сложным образом переплетающихся между собой и дополняющих друг друга.
Первой психологической теорией, которую пытались использовать для управления учением (а с позиций системно-структурного подхода именно данная функция психологической теории представляется наиболее существенной), была, как отмечает Н. Ф. Талызина, бихевиористическая. В соответствии с ней педагогический процесс задается по схеме: стимул — реакция — подкрепление. Из этой схемы выпала, как мы видим, психическая деятельность, опосредующая отношения между стимулом и реакцией. Как отмечает Н. Ф. Талызина, при таком управлении познавательная деятельность практически оказывается неуправляемой, а вся теория в целом — неприемлемой для нас с методологической точки зрения.
В своем понимании сущности обучения с позиций психолого-педагогического аспекта мы опираемся на исследования тех представителей советской педагогической психологии, которые рассматривают учение как развитие психической деятельности учащихся.
Выдающиеся советские психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн обосновали понимание психики как деятельности, указали на ее социальную природу, на ее единство с деятельностью внешней, практической.
По словам С. Л. Рубинштейна, осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же и формируются.
Названные выше положения составляют фундамент советской педагогической психологии, в частности теории деятельности. Согласно этой теории, в качестве единицы деятельности рассматривается действие.
Разработанная П. Я. Гальпериным и его сотрудниками в развитие этих идей теория поэтапного формирования умственных действий основывается на положении о том, что «...внутренние психические процессы представляют собой идеальные и, в частности, умственные действия, которые формируются как отражение внешних, материальных действий и получают окончательную форму в результате последовательных изменений и сокращений. Поэтапное формирование действий, приводящее к превращению их из внешних, материальных, во внутренние, идеальные, и составляет основное содержание процесса усвоения, а определенная организация внешней предметной деятельности учащихся, обеспечивающая такое превращение, является основным принципом рационального управления процессом учения».
Развитие психики в процессе учения осуществляется по двум линиям. С одной стороны, «...по линии внесения новых образов, действий и более сложных элементов, включающих в себя образы и действия как составные компоненты. В педагогике и психологии эти изменения обычно обозначаются как приобретение новых знаний, умений и навыков...».
С другой стороны, по линии изменения «...свойств уже имеющихся элементов психической деятельности: изменение степени обобщенности образов и действий, их прочности и т. д.» (там же). Оба процесса лежат в основе формирования не только знаний, навыков и умений, но и любых способностей.