Если коммуникативную функцию языка считать главной, то основу обучения иностранным языкам составляет процесс общения средствами данного языка, т. е. иноязычная речевая деятельность (устная и письменная речь, чтение), в ходе и на основе которой осуществляется познавательная деятельность.
Единство коммуникативной и познавательной деятельности средствами иностранного языка — одна из существенных особенностей обучения этому учебному предмету.
Коммуникативная направленность обучения вытекает из значительной части перечисленных выше общих закономерностей, среди которых наибольшее значение имеют лингвистические и психолингвистические закономерности, в частности основная функция языка — служить средством приема, накопления и передачи информации.
Взаимосвязь коммуникативной деятельности с познавательной лишает обучение узко практического, прагматического характера, обеспечивая место данному учебному предмету в ряду других общеобразовательных предметов. В результате осуществления познавательной деятельности учащиеся приобретают умения и навыки работы с иностранным языком, составляющие основу для дальнейшего самообразования, приобретают определенные лексические, грамматические, фонетические знания, умения и навыки, без которых невозможно общение иноязычными средствами, знакомятся со сведениями из других областей знания, которые им необходимы для передачи информации и т. п. Однако данная познавательная деятельность как бы включена в коммуникативную и в значительной мере подчинена ей.
Все это определяет как цели, отбор и содержание учебного материала, так и педагогический процесс, т. е. относится, таким образом, к целям, содержанию, методам и средствам обучения.
Если исходить из роли мотивов в учении и их зависимости от характера педагогических воздействий, то развитие активной речевой и познавательной деятельности учащихся невозможно без системы многомерных стимулов (особенно аудиовизуальных) и контроля (главным образом в функции подкрепления).
Данная закономерность вытекает прежде всего из рассмотрения обучения как одного из видов управления формированием личности, как процесса социально обусловленного, и в частности из обусловленности социальной природы самой личности. Она определяется также закономерностями развития психики в процессе обучения, поэтапностью формирования знаний, умений и навыков, зависимостью обучения от организации процессов усвоения и т. д. Применительно к познавательной деятельности данная закономерность присуща в своей общей части обучения любому учебному предмету, но по отношению к иностранному языку здесь взаимосвязи особые.
Это вызвано тем, что обучение иностранным языкам в школе, т. е. в условиях ограниченного по времени искусственного иноязычного общения, только в том случае может обеспечивать решение стоящих перед данным учебным предметом задач, если в процессе обучения постоянно будет стимулироваться познавательная и иноязычная речевая активность учащихся, если будут создаваться условия для появления речевой интенции, если будет обеспечиваться систематический контроль за учебными действиями учеников, если условия обучения будут приближены к условиям естественного живого общения с помощью системы стимулов и подкрепления. (Под стимулами понимаются, в частности, различные средства аудиовизуальной наглядности, включая технические средства обучения, и различные вербальные стимулы, в основе которых лежит языковая наглядность: специально организованный поиск информации при чтении, вербально задаваемые ситуации при обучении устной речи и т. д., стимулирующие речевое высказывание учащихся, а также оценочные высказывания учителя.)