Деятельностный характер обучения при обучении иностранным языкам закономерно находит специфическую форму выражения, имеющую форму упражнений. Сфера действия этой закономерности в целом охватывает содержание обучения, т. е. организацию учебного материала и процесса обучения ему, а также цели, методы, средства обучения.
Исходя из деятельностной природы обучения вообще и иноязычному общению в частности, упражнение выступает как форма единения материала и действий реализации, причем действия реализации низшего порядка подчинены действиям реализации высшего порядка, что определяет последовательность упражнений.
Эта закономерность связана прежде всего с лингвистическими, психолингвистическими и психолого-педагогическими закономерностями, а также обусловлена общепедагогическими и дидактическими закономерностями (например, системным подходом к обучению).
Если проанализировать педагогический процесс, то можно увидеть, что единицей обучения нашему учебному предмету объективно является не единица иноязычного материала (слово, типовое предложение, текст), а единица деятельности, т. е. акт взаимодействия учителя и учащегося, опосредуемый материалом (или учащегося и учебника при самостоятельной работе), когда первый ставит задачу и намечает пути ее решения, а второй ее решает, сличая свои действия с образцом и т. д. Именно включение единицы материала в учебное действие, т. е. придание ей структуры и функции упражнения, обеспечивает ее усвоение. В этом проявляются закономерные связи между учебным материалом и деятелыюстью по его усвоению, между содержанием учебного предмета и педагогическим процессом. Данная закономерность определяет в первую очередь содержание и структуру самого учебного материала, организацию педагогического процесса, а также другие компоненты системы обучения.
Исходя из сказанного выше, следует выделить кибернетические функции упражнений, т. е. система упражнений есть не что иное, как способ реализации иерархии управления речевой и познавательной деятельностью учащихся, специфичный для каждого вида речевой деятельности.
Это обусловлено как лингвистическими закономерностями, так и закономерностями других смежных наук, например зависимостью обучения от организации процессов усвоения, деятельностным характером обучения и др. Моделируя деятельность обучающихся, упражнения шаг за шагом подводят их к реализации поставленных задач, выполняя тем самым функцию управления деятельностью учащихся на разных ее уровнях.
Такое понимание системы упражнений — продукт системно-структурного подхода, позволившего, как нам кажется, вскрыть самую сущность данного явления.
Исходя из указанной трактовки, вся учебная деятельность учащихся (устная речь, чтение, письмо, включая восприятие объяснений учителя и т. п.) условно рассматривается как упражнения, выступающие в качестве отдельных звеньев в цепи действий учащихся и составляющие в целом их учебную деятельность. В связи с этим деятельность учителя, предлагающего упражнения и руководящего их выполнением, носит характер прямого управления деятельностью учащихся, опосредуемого лишь самим материалом упражнения.
Таким образом, указанная выше методическая закономерность определяет прежде всего организацию учебного материала и деятельность учителя и учащихся (педагогический процесс), а также методы и средства обучения.
Так как единицы знаковой системы языка и виды речевой деятельности взаимосвязаны и вместе с тем обладают своей спецификой, то и обучение видам речевой деятельности осуществляется во взаимосвязи, при дифференцированном подходе к каждому из них и учете первичности слухо-моторных связей. Обучение аспектам языка также взаимосвязано и подчинено обучению видам речевой деятельности.
Эта закономерность конкретизирует предыдущие. На ее основе может быть определено соотношение видов речевой деятельности, соотношение аспектов языка между собой и их взаимодействие с видами речевой деятельности. Следовательно, данная закономерность действует прежде всего в сфере содержания и структуры учебного материала и процесса обучения ему, т. е. в сфере содержания обучения, а соответственно, в сфере методов и средств обучения и с неизбежностью затрагивает цели обучения.