Для характеристики обучения иностранным языкам, как и другим предметам, существенное значение с общепедагогических позиций имеет тот факт, что в ходе обучения осуществляется соответствующее образование (так обучение иностранному языку в сочетании с обучением родному языку дает самое начальное филологическое образование), а также воспитание средствами данного учебного предмета. Это позволяет говорить об образовательной и воспитательной ценности обучения иностранным языкам, что также является одной из существенных закономерностей обучения этому предмету.
Рассмотрение на данном этапе развития науки обучения как системы выдвигает в качестве одной из существенных закономерностей обучения его управляемый, саморегулирующийся, информационный характер.
Закономерности, названные выше, отражают в общем плане закономерные связи явлений и процессов, изучаемые педагогикой и методикой обучения иностранным языкам.
Если, например, подойти к обучению с более, так сказать, специализированных, т. е. дидактических, позиций, то речь пойдет о дальнейшем углублении в сущность явления, отражаемого данным понятием.
Основные и наиболее существенные стороны обучения, которые выделяет дидактика, — это цели, содержание, процесс, методы и средства обучения, которые мы рассматриваем как основные методические категории, а в качестве наиболее общей дидактической закономерности выделяется взаимообусловленность цели, средств и результатов обучения. При этом средства понимаются в общефилософском плане, т. е. как все, что может привести к цели, что стоит между целью и результатом и что мы интерпретируем как содержание учебного предмета, педагогический процесс, методы и материальные средства обучения (программы, учебники и т. п.).
Цель, как известно, определяет все эти средства, управляет ими, а средства обеспечивают результат учебно-воспитательной деятельности. Однако зависимости тут далеко не однозначные. «Научный анализ обнаруживает здесь более сложные отношения. Оказывается, что средства как бы содержат цель в снятом виде и так или иначе влияют на постановку цели»). В то же время результат отнюдь не всегда равнозначен цели.
Все эти закономерные связи, являющиеся в сфере обучения предметом исследования дидактики и выступающие поэтому как дидактические закономерности, находят свое конкретное выражение в реальном педагогическом процессе, при обучении каждому учебному предмету, а следовательно, существенны и для методики обучения иностранным языкам.
Поскольку в центре внимания дидактики находится прежде всего именно педагогический процесс, т. е. взаимодействие учителя и учащихся, закономерности этого уровня следует отнести к дидактическим. Имея в виду воздействие учителя на учащихся и учитывая психологические факторы усвоения, М. Н. Скаткин отмечает, что в истории развития педагогической теории и на практике сложились три основных типа обучения: догматический, объяснительно-иллюстративный и новый — проблемный.
М. И. Махмутов подробно рассматривает все три типа обучения, выявляет их структурные звенья и убедительно показывает, что в результате первого формируются в основном вербальные, формальные знания и развивается главным образом память; второй тип обучения (традиционный) обеспечивает преимущественно накопление знаний, привитие практических навыков и умений, однако эти последние носят недостаточно гибкий характер, не порождены внутренними мотивами учения, не обеспечивают дальнейшего самообразования. Лишь третий тип обучения ставит во главу угла развитие мышления учащихся (при двух первых типах обучения эта задача решалась как бы попутно). Этот тип обучения является наиболее прогрессивным, отвечающим основным тенденциям в развитии современного советского общества. Он начал зарождаться в недрах передового опыта учителей, обусловленный объективной необходимостью планомерного и целенаправленного развития творческих способностей всех членов общества. Данная необходимость выступает как одна из закономерностей современного общественного развития.