Понимая под типом обучения характер педагогических воздействий учителя и способы его взаимодействия с учащимися, а также способы усвоения, можно отметить, что в настоящее время при обучении иностранным языкам в целом как бы наличествуют одновременно все три типа обучения, представленные в виде взаимосвязанных, но различных по своему удельному весу и значимости этапов или компонентов обучения, а именно: вербальный, объяснительно-иллюстративный и проблемный.
Одновременное использование различных типов обучения обусловлено противоречивостью педагогического процесса, невозможностью ограничиться исключительно только одним из них (например, проблемным), а также спецификой иностранного языка как учебного предмета, точнее, уровнем его изученности на современном этапе развития науки.
Все вышеизложенное характеризует обучение иностранным языкам с дидактических позиций и может быть выявлено в первом приближении в качестве его основных дидактических закономерностей.
Есть также основание отнести к основным дидактическим закономерностям действие дидактических принципов, реализация которых является обязательным условием нормального функционирования любого процесса обучения. Общеизвестно, что дидактические принципы основываются на определенных объективных закономерностях, которые, правда, в значительной мере уходят своими корнями в психологию. В наиболее общем виде эти закономерности можно, как нам кажется, объединить следующей формулировкой: дидактические принципы отражают зависимость обучения от организации процессов усвоения.
Это положение можно проиллюстрировать на ряде примеров: «Дитя мыслит образами, красками» (К. Д. Ушинский) — отсюда требование наглядности обучения; уровень развития психики, обусловленный возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, определяет процессы усвоения — отсюда требование учета возрастных особенностей учащихся, учета этапа обучения, а также индивидуальных особенностей учащихся, требование дифференцированного подхода к ним, т. е. требование учитывать в обучении объективные закономерности усвоения.
Поскольку в задачи работы не входит детальное рассмотрение закономерностей смежных наук и вопрос ставится в сугубо принципиальном плане, мы ограничились указанием лишь на самые общие дидактические закономерности.
Таким образом, к наиболее существенным дидактическим закономерностям обучения иностранным языкам можно отнести: взаимодействие педагогического процесса со всеми компонентами системы обучения (с целями обучения, содержанием учебного предмета, методами, средствами обучения), противоречивый характер педагогического процесса (наличие в нем двух составляющих — учителя и учащихся — и разных типов их взаимодействия друг с другом, соотносящихся с типами обучения), а также действие всех основных дидактических принципов. Последние две закономерности особенно тесно связаны со сферой психического.
Можно предположить, что недостаточная разработанность проблемы законов и закономерностей в педагогике и дидактике в значительной мере объясняется трудностями, вызванными попытками отграничить область педагогического от области психического в сфере обучения. А между тем возникает вопрос, нужно ли вообще такое отграничение и возможно ли оно на данном этапе.
Как видно из нашего изложения, мы начали рассмотрение закономерностей обучения иностранным языкам с выявления наиболее общих закономерностей обучения вообще, т. е. с позиций педагогического и дидактического его аспектов, с тем чтобы, постепенно сужая круг проблем, более полно выявить специфику обучения именно иностранным языкам.