Подстановочные упражнения.
Цель подстановочных упражнений в данном разделе — отработка оператора мысленного знакообразования в наиболее легких условиях и дальнейшая отработка оператора физической реализации знаков при использовании данной модели.
Популярность, которую за последние годы приобрели подстановочные упражнения в качестве средства активизации моделей, требует некоторых разъяснительных замечаний:
а) Необходимо различать упражнения на замещение (подстановочные) и на заполнение пробелов (конструирующие), ибо психологический механизм их выполнения существенно различен.
б) Выполнение письменных и смешанных (письменно-устных) подстановочных упражнений не может рассматриваться как эффективное средство овладения моделью в говорении.
в) Увлечение числом возможных подстановок (замещений) за счет коммуникативной ценности образуемых сложных знаковых единиц не оправдывается. Упражнения по так называемой перекрестной подстановке даже вредны, ибо ведут к формированию и произнесению не только неупотребительных, но и бессмысленных единиц.
г) Необходимо различать подстановочные упражнения, имеющие целью активизацию знаков и отработку Т-моделей. В первом случае отрабатываемые готовые знаки использовались в уже активизированных моделях. Один и тот же Т-знак подставляется в разные сложные знаки. Во втором случае внимание обучаемого концентрируется на модели, вводимые же в нее знаки ему уже хорошо знакомы. Разные готовые знаки подставляются в один и тот же сложный знак.
д) Очень важно правильно определить замещаемые знаки в подстановочных упражнениях и заполняемые пробелы — в конструирующих. Эти знаки и пробелы должны соответствовать действительным пустым местам модели или знака-полуфабриката. Отсюда, в частности, следует, что грамматические или строевые компоненты (предлоги, союзы, артикли, вспомогательные глаголы и др.) не подлежат замещению и подстановке, ибо они входят в «каркас» модели. Замена предлога допустима лишь в том случае, когда она влечет за собой замену формы управляемого слова (например, в русском языке), т. е. сводится к замене всей предложной фразы.
Перечислим несколько типов устных подстановочных упражнений рассматриваемого назначения:
10. Подстановка серии готовых знаков (словоформ, синтагм, реплик-предложений) вместо компонента заданного звукового сложного знака. Тип подставляемого знака отчасти зависит от отрабатываемой модели, но подстановка готовых синтагм во всех случаях должна преобладать над подстановкой словоформ. Подстановочные знаки задаются, и их введение не сопровождается какими-либо изменениями остальных компонентов сложного знака.
11. Подстановка словоформы или синтагмы в сложный знак (сложную синтагму, предложение). Подстановочный знак задается в какой-либо форме, которую требуется изменить при подстановке в соответствии с моделью.
12. Подстановка заданной словоформы или синтагмы, вызывающая изменение формы компонента сложного знака (например, в силу согласования) или изменение состава последнего.
В вариантах упражнений 10-12 подстановочный знак задается ситуацией или наглядным пособием.
13. Задается изменение формы или знакового состава сложного знака, вызывающее замену одного из компонентов другим, тут же формируемым. Это упражнение отличается от сходного упражнения 13 предыдущего раздела тем, что там подстановочный знак (например, словоформа) не образовывался, а употреблялся в качестве готового.