4. Повторительное контрастирующее упражнение: повторение контрастирующих пар изолированных фонем, различающихся по одному дифференциальному признаку.
5. Повторительное контрастирующее упражнение: повторение пар слов с контрастирующими фонемами в «минимальных» и «неминимальных» парах.
6. Повторительное контрастирующее упражнение: повторение изолированной вводимой фонемы, контрастирующей с близкой фонемой родного языка.
7. Повторительное упражнение: повторение и семантизация вводимых готовых знаков — слов, синтагм и предложений. Это упражнение подразумевает усвоение не только артикуляции, но также тонировки и интонации в произнесении данных знаков.
8. Повторительное упражнение: повторение сегментов и слов с ассимиляцией данной фонемы.
9. Чтение вслух орфографической записи всех упражнений, перечисленных выше.
В контрастирующих упражнениях особое внимание уделяется дифференциальным признакам, не свойственным родному языку учащегося (например, долгота — краткость гласных в английском языке для русских учащихся).
Специальной отработки требуют те аспекты артикуляции, которые отличаются от сходных явлений родного языка (например, отсутствие палатализации после передних гласных, отсутствие оглушения конечных звонких взрывных в английском языке по сравнению с русским, а также многие особенности артикуляции сходных звуков двух языков).
Во всех повторительных упражнениях звуковой стимул подается преподавателем или диктором, речь которого записана на магнитную ленту. Желательно, чтобы каждый элемент упражнения воспроизводился по меньшей мере дважды, т. е. вслед за повторением стимула учащимся должен вновь подаваться тот же стимул. При самостоятельном выполнении упражнений за стимулами следуют паузы.
Вся тренировочная работа, проводимая в классе, сопровождается коррекцией индивидуальных и групповых ошибок преподавателем. Артикуляционные упражнения быстрее надоедают учащимся, чем любые другие виды тренировочной работы, и они не должны быть слишком длительными. Не следует пытаться отработать более одного трудного звука за урок, на котором обязательно должны присутствовать и другие виды работы. Тренировочные артикуляционные упражнения систематически повторяются в расширенном виде в ходе дальнейшего обучения.
В качестве тренировочного или синтетического упражнения может также применяться воспроизведение заученного наизусть (предпочтительно в стихотворной форме), где употребление одной из фонем или пары фонем может либо искусственно сгущаться, что наблюдается во многих детских стишках и скороговорках, либо быть естественным. В высшей степени желательно, чтобы заучивание производилось не по письменному тексту, а по звукозаписи.
Все перечисленные выше упражнения носили предкоммуникативный характер. Чрезвычайно важно, однако, чтобы артикуляционные навыки (оператор физического воспроизведения фонем и их сочетаний) были отработаны также и в условиях реальной или имитируемой коммуникации. Выше уже отмечалось, что любое упражнение в говорении является артикуляционным упражнением. Для того чтобы этот аспект устных упражнений был эффективным, преподаватель должен добиваться достаточно высокого артикуляционного уровня при выполнении любых трансмиссивных устных упражнений, независимо от их главного назначения. В противном случае будут быстро утрачены и те артикуляционные навыки, которые были приобретены в искусственных тренировочных условиях. Большое значение имеет систематическая регистрация артикуляционных ошибок (особенно при выполнении неартикуляционных упражнений) учащихся и назначение им соответствующих коррекционных упражнений, полный ассортимент которых должен быть заранее записан на магнитную ленту. В конечном счете необходимо добиться выполнения программных артикуляционных норм в спонтанных устных высказываниях (диалог, монологическое сообщение).