Установлено, что употребительные словоформы гораздо чаще функционируют в готовых сложных знаках (главным образом в синтагмах), чем в новых. Поэтому словоформы должны активизироваться, как правило, в качестве членов готовых синтагм и подлежат лишь временной изоляции из них с целью отработки произношения. Необходимо помнить, что главной единицей среди Т-знаков является синтагма, а не слово (для R-знаков имеет место обратное соотношение).
Все Т-знаки предварительно усваиваются в рецепции, причем рецептивное усвоение знака может включать элементы его трансмиссивной отработки (например, умение правильно произнести при повторении или прочесть вслух изолированный знак). Отсюда следует, в частности, что проблема семаитизации знаков не возникает в процессе их трансмиссивного усвоения. Здесь она заменяется проблемой «вызова» требуемых знаков, в число которых входит не только Т-знак, но и знаки, сопутствующие Т-знаку в сообщениях и диалогических единствах.
Для Т-знаков, являющихся сообщениями, обычно выделяются два варианта отработки:
1. Т-знак — автономная (немотивированная вербально) реплика. Здесь обычна ситуативная или внутренняя мотивация, например: Hello! How wonderful! What сап I do for you? Help yourself. Sorry, или: What's your name? How old are you? и т. п.
Такие знаки должны отрабатываться в трансмиссии при воссоздании соответствующих ситуаций или (для реплик с внутренней мотивацией) путем косвенного «наведения» на знак или перевода с родного языка.
2. Т-знак — зависимая реплика (второй член диалогического единства), например: Very well. Yes, I do. By no means. What? Why, sure! I'm afraid I can't, и т. п.
Готовые знаки этого типа активизируются в надлежащих вербальных окружениях, т. е. при наличии управляющей реплики определенного типа. Сюда же относятся, в частности, ответные формулы вежливости, которые в случае приветствий часто совпадают с репликами-стимулами (ср. "Hello !" — "Hello !", "How do you do ?" — "How do you do ?" и т. п.).
Ниже перечисляются основные типы упражнений, имеющих целью отработку знака в говорении. Упражнения располагаются приблизительно по степени трудности выполнения, что примерно соответствует их последовательности в процессе активизации знака.
Повторительные упражнения.
Цель повторительных упражнений — создание прочного кинестетического образа Т-знака, сопряженного с ранее созданным звуковым образом, а также отработка оператора физической реализации знака в наиболее легких условиях. К упражнениям данного типа относятся:
1. Повторение изолированного Т-знака (слова, синтагмы, предложения, сообщения) с коррекцией его произношения в аспектах артикуляции, тонировки, а для предложений — также и интонации.
2. Для сложных Т-знаков — повторение составляющих их словоформ.
3. Для автономных готовых реплик — повторение в типовых ситуативных условиях.
4. Для зависимых готовых реплик — повторение после реплик-стимулов и вместе с последними.
5. Для всех прочих Т-знаков — повторение в составе типовых сложных знаков.
6. Для словоформ — повторение в парах синтагм и предложений с контрастирующими словоформами.
7. Для многозначных слов (лексем) — повторение в сложных знаках, включающих контрастирующие значения.
Подстановочные упражнения.
Цель подстановочных упражнений — создание маркирования знакового отпечатка принадлежностью к узкому знакотипу, что необходимо для использования знака в Т-моделях, а также дальнейшая отработка оператора физической реализации в условиях более сложных, чем простое повторение. В упражнениях, где Т-знак не задается, а подсказывается каким-либо косвенным образом, отрабатывается также и оператор выбора.
Подстановочные упражнения данного типа не следует смешивать с подстановочными упражнениями, предназначенными для отработки знакообразовательных моделей. В рассматриваемых здесь упражнениях модель, в которую вводится замещающий Т-знак, предполагается уже усвоенной либо рецептивно, либо также и продуктивно. В обоих случаях упражнение по активизации Т-знака одновременно служит цели закрепления отработанной Т- или R-модели.