Специфика знакообразовательных упражнений заключается в том, что при неправильной их организации и подготовке учащийся может побуждаться к образованию новых знаков (синтагм, предложений, сообщений) для передачи тех семантических единиц (смыслов), которые уже выражены имеющимися в языке готовыми (рекуррентными) сложными знаками — синтагмами и предложениями. Избежать этого можно только одним способом — тщательным отбором и предварительной отработкой адекватного набора готовых знаков старших порядков (см, предыдущий раздел). Задавая упражнение на знакообразование, учитель должен либо подсказать учащемуся необходимые готовые знаки, уже отработанные ранее, либо быть уверенным в том, что учащийся сам использует их в ходе упражнения. Упражнения должны быть построены так, чтобы при их выполнении не приходилось конструировать знаки, равные по значению тем, которые уже существуют в языке («изобретать велосипед»), ибо шансы на то, что обучаемый сформирует как раз готовый знак, практически равны нулю: в лучшем случае созданный знак будет нести нежелательную паралингвистическую информацию, а в худшем — вообще не будет понят носителями языка.
Приведем перечень упражнений по отработке Т-моделей. Как и в предыдущих разделах, список упражнений отнюдь не претендует на полноту; с другой стороны, не все приводимые упражнения подлежат обязательному выполнению при активизации модели. В любой системе обучения должна быть предусмотрена возможность ее варьирования учителем, давая ему и материал для выбора, и общие указания по поводу рациональной творческой работы.
Повторительные упражнения.
Цель повторительных упражнений — создать обобщенный кинестетический образ звуковой Т-модели, сопряженный с ее звуковым образом, усвоенным ранее; отработать оператор физической реализации знаков, построенных по модели, в наиболее легких условиях.
1. Повторение серии знаков (синтагм, предложений, групп предложений, диалогических единств), содержащих Т-модель. Если модель не была описана ранее (при ее рецептивном усвоении), даются необходимые комментарии и пояснения. Акцентируется специфика акустической стороны модели.
2. Повторение реплик-предложений, содержащих Т-модель, в коммуникативных ситуациях.
3. Повторение пар знаков, построенных по контрастирующим Т-моделям, одна из которых была активизирована ранее.
4. Повторение пар и групп знаков, содержащих разные значения многозначной Т-модели, раскрываемые контекстуально или ситуативно. Все эти значения, кроме одного, должны быть усвоены ранее.
5. Повторение серии сложных знаков, содержащих все члены парадигмы правильно изменяемого слова.
6. Повторение серии сложных знаков, содержащих однотипные члены парадигм разных правильно изменяемых слов.
7. Повторение пар синтагм и предложений с контрастирующими словоформами одной лексемы.
8. Повторение полных парадигм нескольких правильно изменяемых слов.
9. Повторение изолированных однотипных словоформ правильно изменяемых слов.
К упражнениям 1-9 добавляется чтение вслух письменного материала, эквивалентного материалу для устного повторения.
Повторительные упражнения на уровне синтагм включают отработку тонировки, а на высших уровнях — также и интонации. При этом контрастирующие упражнения включают значащее противопоставление интонем.
Повторительные упражнения, как и все прочие, могут быть с выгодой организованы при использовании звуковых учебных кинофильмов.