Б. Формирование трансмиссивных знаковых отпечатков и навыков их использования в трансмиссии (операторов выбора, мысленного знакообразования и физической реализации)
Упражнения, приводимые в данном разделе, выполняются в течение всего периода обучения языку.
Трансмиссивное овладение знаковым отпечатком включает:
1. Выработку навыка фонетически правильного воспроизведения готового знака как в изоляции, так и в составе сообщений и в условиях спонтанной коммуникативной деятельности.
2. Надлежащее маркирование знакового отпечатка.
3. Выработку навыка введения знака в уже отработанные знакообразователыше модели, а в случае, если знак является автономным сообщением,— навыка его использования в типовых ситуациях.
Фонетическая отработка знака, в свою очередь, состоит из следующих аспектов;
1. Выработка правильной артикуляции знака (использование требуемой последовательности фонем при правильном произношении каждой фонемы).
2. Отработка тонировки знака.
3. Если готовый знак является предложением, то также и отработка интонации знака. Это, однако, отнюдь не равносильно усвоению интонем в знакообразовательных моделях (см. ниже).
Последние два момента являются новыми по сравнению с описанными выше артикуляционными упражнениями и требуют специальных серий упражнений, которые могут включать следующие:
1. Повторение групп слов с ударением на первом, последнем, срединном слогах.
2. Повторение контрастирующих пар слов с ударением на разных слогах.
3. Повторение слов, имеющих главное и второстепенное ударение.
4. Повторение слов, имеющих главное и два второстепенных ударения.
5. Чтение вслух слов с разными типами ударения.
6. Повторение готовых синтагм с разными типами фразового ударения.
7. Повторение контрастирующих готовых синтагм с разными типами фразового ударения.
8. Повторение готовых предложений с определенной интонемой.
9. Повторение контрастирующих готовых предложений с разными интонемами.
10. Повторение синтагм и предложений, в которых вводимое слово имеет «сильную» и «слабую» формы.
Работа по усвоению готовых знаков должна быть по возможности четко отграничена от активизации Т-моделей; в противном случае совмещение двух трудностей неблагоприятно отразится на эффективности обучения. Это положение требует соблюдения строгого чередования в отработке Т-знаков и Т-моделей: знаки отрабатываются в уже усвоенных ранее моделях, а модели активизируются при помощи отработанных готовых знаков. Неизбежны отдельные нарушения этого правила: иногда вводимый готовый знак сразу «тянет за собой» присущую ему сочетаемостную модель или модель-полуфабрикат, а в других случаях вновь вводимую модель не удается отработать, используя только уже введенные знаки. Такие нарушения должны, однако, составлять меньшинство.
В устной трансмиссии должно быть усвоено определенное количество рекуррентных словоформ (как неправильных, так и правильных), относительно большой набор синтагм и меньшее количество готовых предложений-сообщений. Вся номенклатура знаков, усваиваемых в говорении, должна быть четко определена программой. В случае, если такие указания отсутствуют, учитель должен сам определять набор Т-знаков, руководствуясь имеющимися учебными материалами и своим «языковым чутьем» (коммуникативным опытом, позволяющим оценить актуальность знака).
Поскольку полная активизация знака требует значительно большего времени, чем его рецептивное усвоение, число знаков, подлежащих усвоению в трансмиссии за весь период обучения, не может быть слишком большим. Не следует стремиться к активизации более чем трех-четырех знаков за один урок. Обязательна дополнительная отработка знаков на последующих этапах обучения.