Открывающий упражнение образец выполнения, обязательный для всех трансмиссивных упражнений, должен наводить учащегося на использование требуемого парадигматического варианта Т-знака (например, в приведенном выше примере формы будущего времени). Специальные упражнения требуются для усвоения синонимичности (взаимозаменяемости) словоформ в определенных дистрибуциях (например, форм иду и пойду для выражения будущих запланированных действий).
Следует подчеркнуть, что выполнение подстановочных и иных упражнений по активизации готовых знаков отнюдь не должно включать операций словоизменения (склонения, спряжения), а подразумевает лишь замену одной готовой словоформы другой, столь же готовой. Словоизменительные и другие Т-модели усваиваются в специальных упражнениях).
Конструирующие упражнения.
Конструирующие упражнения существенно отличаются от подстановочных тем, что в них осуществляется не просто замещение одного компонента сложного знака другим (процедура, не имеющая коммуникативного характера), а фактическое формирование нового сложного знака из заданных готовых знаков (в том числе и отрабатываемого Т-знака) по заданной модели, которая должна быть усвоена ранее не только в рецептивном, но и в трансмиссивном плане.
Для того чтобы конструирующее упражнение воспроизводило действительный механизм знакообразования, необходимо было бы задать смысл желаемого знака, а для сообщений — ряд прочих коммуникативных характеристик: модель, по которой должен быть образован знак (в общем случае ступенчатую и включающую ряд частных моделей); готовые знаки, используемые в качестве первичных производящих знаков. Очевидно, что такое задание (сложный вербальный стимул) практически не может быть сформулировано в устной форме, пригодной для массового выполнения упражнений. Точнее говоря, это удается сделать только для некоторых видов Т-знаков и сложных знаков, в которые Т-знаки вводятся в качестве производящих. В остальных случаях приходится прибегать к компромиссным решениям, используя задания не вполне коммуникативного характера, но тем не менее сохраняющие определенные аспекты знакообразования.
Перечислим некоторые конструирующие упражнения:
14. В случае, если Т-знак является зависимой репликой-предложением, конструирующее упражнение сводится к выдаче обучаемым уместной реплики после типовой реплики стимула. Этому предложению должно предшествовать повторение обеих реплик, т. е. всего диалогического единства. Таким способом отрабатываются многочисленные готовые реплики подтверждения и отрицания с различными модальными оттенками, оценочные реплики, реплики согласия и несогласия типа Good. All right и т. п.
15. После отработки предыдущего упражнения Т-реплика может и не задаваться, а самостоятельно выбираться учащимся в соответствии с репликой-стимулом или дополнительными стимулами-заданиями (например, «ответить утвердительно с выражением уверенности» и др.).
В этих упражнениях конструируемым знаком является целое диалогическое единство.
16. Если Т-знак — вводное или модальное слово или синтагма (например, I believe, I think, I'm afraid), то задается основной состав предложения и Т-знак, а обучаемый произносит все предложение. В случае, если последнее является зависимой репликой диалогического единства (например, No, I'm afraid I don't), выполняются также упражнения предшествующих типов.
В другом варианте упражнения задается только Т-знак, а остальная часть предложения и все предложение в целом продуцируется или выбирается учащимся.