Конструирующие упражнения.
Конструирующие упражнения требуют использования знакообразовательной модели в психологических условиях, более близких к коммуникативным, чем при подстановочных упражнениях.
Модель задается либо группами однотипных сложных звуковых знаков, либо парами «производящий знак — производный знак», например live — lived, play — played.
Модели на уровне диалогических единств задаются несколькими парами реплик (ср. модель обстоятельственных кратких ответов в единствах типа Где ты был вчера ? — В театре. Куда ты пойдешь сегодня вечером? — Никуда.), после чего задаются «управляющие реплики», на которые требуется дать ответы данного структурного типа, как готовые, так и новые.
Из сказанного видно, что в упражнениях нередко применяются две или несколько моделей. Важно,, чтобы лишь одна из них была темой данного упражнения, а остальные отрабатывались ранее.
14. Задается модель простой синтагмы или предложения и производящие словоформы или предложные фразы; требуется образовать синтагму или предложение заданного типа (без изменения производящих знаков).
15. То же, но задается основная или любая другая словоформа, которую требуется видоизменить при конструировании.
16. Типовыми сложными знаками задается модель сложной синтагмы или сложного предложения, имеющего в составе более одной субъектно-предикатной синтагмы. Из заданных производящих знаков (простых синтагм, простых предложений) конструируется требуемый знак.
17. Серией сложных знаков задается знак-полуфабрикат (например, What about him/her/John?). При этом необходимо четко вычленить постоянную (структурную) часть полуфабриката. Задаются знаки для подстановки, и формируется сложный знак.
18. То же, но задаваемые производящие знаки должны быть подвергнуты изменению в процессе знакообразования.
19. Задается модель диалогического единства и первые реплики. Продуцируются вторые реплики по данной сверхфразовой модели и моделям низших уровней.
20. Вышеуказанными способами конструируются пары знаков по контрастирующим моделям.
21. Парами знаков задается модель словоформы. По заданным исходным формам продуцируются требуемые. Это упражнение (целесообразно объединять с упражнением 14.
Трансформационные упражнения.
Концепция об исключительной роли трансформационных упражнений, выдвигаемая некоторыми лингво-методическими школами, не является обоснованной. До сих пор никому неизвестно, какие именно трансформационные операции фактически выполняются в актах трансмиссии, и даже фигурируют ли они там вообще. Во всяком случае, попытки, заставить обучаемого производить множество структурных типов знаков путем трансформационных операций над произвольно выбранными «ядерными» моделями, безусловно; должны быть отвергнуты рациональной методикой как усложняющие действительный механизм знакообразования и противоречащие коммуникативной действительности. Примером нерациональных трансформационных операций может служить образование неполных реплик-предложений из полных путем усечения последних; применение такой процедуры означало бы, что формирование кратких реплик требует больших психологических усилий, чем продуцирование равнозначных полных предложений, что, конечно, прямо противоречит фактам языковой коммуникации.
Злоупотребление трансформационными упражнениями может принести даже вред, ибо создаст ложный навык усложненного знакообразования: так, вместо того чтобы образовывать вопросительные реплики непосредственно по линейным моделям, обучаемый привыкает продуцировать их из предварительно формируемых повествовательных предложений, что существенно затруднит и замедлят коммуникацию. Кстати говоря, в этом одна из причин низкой эффективности традиционных упражнений по «постановке всех возможных вопросов к предложению» (другие причины — некоммуникативность самой операции и совмещение нескольких трудностей при отработке ряда вопросительных моделей).