Творческие упражнения.
Упражнения творческого характера, в которых содержание вербальной активности обучаемого не обусловливается учебным стимулом, а зависит от воли и выбора говорящего, являются обязательным завершением работы по активизации готовых знаков.
В творческих упражнениях обучаемому предлагается продуцировать устные сообщения, стимулируемые естественными или имитируемыми коммуникативными условиями: ситуацией, предшествующим высказыванием, ходом мыслей, эмоциями.
Творческие упражнения являются коммуникативными. Они большей частью синтетические, хотя могут носить и тренировочный характер (например, при намеренном повторении однотипных стимулов, вызывающих реакции с употреблением одного и того же знака).
В части творческих упражнений учебное задание может указывать Т-знак или знаки, употребление которых желательно при выполнении упражнения. Однако таким знаком не может быть готовая реплика, ибо тогда упражнение утратит творческий характер. Большая часть творческих упражнений не должна содержать подобных указаний.
Перечислим некоторые типы творческих упражнений:
33. Выдача готовых автономных реплик в заданных ситуациях. Здесь возможны общие подсказывающие задания типа «Выразить восхищение красотой вида», «Извиниться» и т. п.
34. Выдача готовых зависимых реплик на реплики-стимулы. Возможны подсказывающие задания.
35. Постановка вопросов к ситуациям (реальным и репрезентируемым).
36. Постановка вопросов к высказываниям и отдельным репликам.
37. Описание ситуации.
38. Ответы на вопросы разного рода, в том числе и по ситуациям.
39. Устное изложение прослушанного, не слишком пространного сообщения.
40. Постановка вопросов к прослушанному.
41. Диалог на заданную тему.
42. Монологическое сообщение на заданную тему.
43. Диалог на свободную тему.
44. Монологическое сообщение на свободную тему.
В данном разделе не рассматривались трансформационные упражнения, поскольку их целесообразно применять для активизации моделей, а не при отработке готовых знаков.
В. Усвоение знакообразовательных моделей и навыков их использования в трансмиссии сообщений (операторов выбора, мысленного знакообразования и физической реализации)
Сопоставляя заголовки данного и предыдущего разделов, мы видим, что при усвоении готовых знаков и Т-моделей отрабатываются все три оператора трансмиссии. Однако эти две группы упражнений направлены на выработку разных аспектов операторов: в упражнениях группы Б отрабатывается выбор знаковых отпечатков, а в упражнениях группы В — выбор моделей; оператор мысленного знакообразования в упражнениях группы Б отрабатывался в аспекте использования готовых знаков, а в данном разделе — с точки зрения использования знакообразовательных моделей; упражнения группы Б преследуют цель отработки навыка физической реализации готовых, а также новых знаков, упражнения группы В тренируют обучаемого в реализации новых знаков.
Вследствие указанного выше обязательного чередования упражнений в отработке готовых знаков и Т-моделей упражнения групп Б и В, помимо своих основных задач, имеют побочную цель закрепления ранее отработанных моделей (группа Б) и знаков (группа В). Кроме того, все упражнения групп Б и В одновременно являются произносительными, поскольку они всегда включают физическую реализацию звуковых языковых знаков. Занимаясь активизацией моделей, учитель не должен упускать из виду произносительного уровня выполнения всех упражнений. Это, конечно, не должно приводить к беспрерывному исправлению произносительных ошибок, что будет самым пагубным образом отзываться на достижении главных учебных целей упражнений. Любое устное упражнение должно быть надлежащим образом подготовлено предшествующими упражнениями (в том числе специально произносительными), тогда соблюдение произносительного стандарта потребует лишь постоянного внимания от педагога, а в случае необходимости — организации корректирующих упражнений (групповых или индивидуальных).