С другой стороны, овладение иноязычной артикуляцией нередко представляет более значительные трудности для обучаемого, чем многие другие аспекты освоения иностранного языка (это в особенности справедливо для взрослых учащихся).
Учитывая все эти факторы, следует быть весьма осторожным в постановке коммуникативных целей в данном аспекте. Уровень социальной достаточности (артикуляция, неотличимая от произношения носителей языка) явно неосуществим для любых учебных заведений, кроме специально языковых. Уровень коммуникативной достаточности (разборчивость) абсолютно необходим для любой системы обучения устной коммуникации, причем он должен быть достигнут всеми без исключения учащимися, в том числе и в средней школе. Однако педагог, добиваясь артикуляции на уровне разборчивости, должен стремиться к более высоким достижениям в этой области, используя индивидуальные способности учащихся. Сдерживающим фактором здесь является прежде всего время: у учителя и ученика очень много других задач в овладении языком, которые требуют не меньших затрат времени и не менее актуальны, чем работа над произношением.
Ошибочно было бы пытаться осуществить программные цели в обучении артикуляции на протяжении короткого начального периода обучения. Нередко в последующий период работа над произношением ослабевает или совсем сходит на нет, что неизбежно ведет к утрате уже завоеванных позиций. Гораздо разумнее циклическое усвоение произношения, когда артикуляция звуков последовательно шлифуется на протяжении всего периода обучения. В рациональной системе обучения артикуляционные упражнения должны быть обязательным компонентом всех стадий и этапов обучения.
Как указывалось выше, активизации каждой фонемы должно предшествовать ее рецептивное усвоение. Иначе говоря, сначала создается звуковой образ фонемы (R-фонема) и навык узнавания акустической фонемы (Р-фонемы) в знаковом продукте, а затем уже отрабатывается соответствующий кинестетический образ (Т-фонема) и оператор его физического воспроизведения в учебных и естественных условиях. Интервал между рецептивным и продуктивным усвоением фонемы может быть различным и устанавливается программой обучения.
Немаловажную роль в обучении артикуляции играют словесные инструкции педагога или учебника (текстового или звукового). Опыт показывает, что артикуляционные инструкции с привлечением средств наглядности (схем, диа- и кинофильмов) значительно убыстряют усвоение артикуляционных норм. Важно, однако, помнить, что при всех условиях роль инструкций остается подсобной по отношению к имитативным (повторительным) упражнениям, выполняемым в достаточном количестве учащимися под контролем преподавателя. При обучении детей младшего возраста словесные инструкции сводятся к минимуму или вообще отсутствуют. Ни в какой системе обучения не следует требовать запоминания и воспроизведения этих инструкций обучаемым; при подготовке учителей иностранного языка обучением инструктажу всякого рода должны заниматься описательно-теоретические курсы, но не курс коммуникативной деятельности (практики языка).
Для эффективного обучения артикуляции необходим полный учет артикуляционных привычек учащихся в сфере родного языка. От этого зависит все построение артикуляционных упражнений и сопутствующих им словесных инструкций, поскольку и первые, и вторые должны быть направлены на то, чтобы предупреждать типовые ошибки, свойственные носителям данного языка, а в случае необходимости — исправлять их.