Многие лингвисты различают приставки, переставшие употребляться как самостоятельные слова, типа be-, ver-, miВ- и т. п. и приставки, которые могут выступать в качестве предлогов и наречий, например: auf-, an-, zurck- и т. д. Спорным является вопрос, относить ли глаголы с приставками второго типа к сложным словам или к составным словам, то есть к словам, образованным по способу префиксации.
Нам представляется, что в целях упрощения вопроса все сращения (altmodisch, kleinstdtisch, schwarzseiden) можно рассматривать в рамках словосложения, а глаголы со всеми типами приставок — как префиксальные образования.
Ни в том, ни в другом случае мы не погрешим против истины. В первом случае сохраняется основной принцип этого способа словообразования — наличие двух корней или двух основ. Во втором случае семантика приставок часто уже настолько разошлась с семантикой предлогов или наречий, от которых они произошли, что при синхронном рассмотрении языка правомерно не отождествлять их (ср. значение auf, an, zurck в словосочетаниях auf dem Tisch, an der Tafel, zurck nach, Mpskau и в качестве приставок глаголов: aufsehen, antreten, zurckgrВen).
В словарном минимуме студентов сложные слова представлены не очень широко, ибо они во многих случаях могут быть заменены свободными синтаксическими сочетаниями. Однако в нем имеются все типы сложных слов, что дает преподавателю возможность ознакомить учащихся достаточно полно с этим важнейшим способом немецкого словообразования. Это особенно важно в связи с теми потенциальными возможностями, которые открываются перед студентами в отношении понимания новых слов, если они составляются из известных ему и при сложении не приобретают нового значения (например: Schreibtisch, Glastr, EВtisch, Wandzeitung и многие другие).
Вторым по распространенности в немецком языке является безаффиксный способ словообразования. Наиболее продуктивным является переход слов из одного лексико-грамматического класса в другой, который прежде всего и должен быть в поле зрения преподавателя. Особое внимание должно быть уделено субстантивации и адвербиализации, имеющих особенно широкое распространение в немецком языке (das Aufstehen, der Alte, ausgezeichnet). И этот способ словообразования открывает почти неограниченные возможности для расширения словаря студентов, так как все инфинитивы и все прилагательные могут быть субстантивированы (das Laufen, das Lesen, das Gehen, der Rote, der GroВe, der Lange, der Schlaue и т.д.).
Третьим, также весьма продуктивным способом словообразования в немецком языке является аффиксация.
Изучая аффиксы немецкого языка, студент может извлечь двоякую пользу; определить иногда значение данного слова (если корень ему известен) и его род, если он имеет дело с суффиксами существительного.
В отличие от субстантивации, способа словообразования, овладев которым учащийся сам сможет образовывать новые слова, знание аффиксации может только помочь ему понять написанное или услышанное. Образовывать новые слова с выученными аффиксами он не сможет, так как, зная даже определенную модель, нельзя быть уверенным в том, что по ней может быть образовано слово от любого корня. Так, по модели Lehf+er образуется много других слов, например: Arbeiter, Fhrer, Fahrer, Springer, Frager, но нельзя образовать ни "Antworter", ни "Geher", хотя такие словообразования вполне соответствуют указанной выше модели.