С рассмотрением словообразовательных процессов в синхронном плане тесно связан и вопрос о продуктивности, который приобретает тем большее значение, если речь идет об активном словарном запасе студентов.
Учитывая эти два обстоятельства, важно, чтобы студенты знакомились преимущественно с продуктивными словообразовательными способами, средствами и моделями немецкого языка. Тогда в поле зрения студентов попадут все основные способы немецкого словообразования, но не попадет, например, образование слов путем изменения корня, способ, который в настоящее время не используется для образования новых слов. Непродуктивными являются, например, многие суффиксы существительных мужского рода: rich, bold, ung, ing, женского рода: de, t, e, женского и среднего рода: nis, sal, а также целый ряд других словообразовательных средств, которые также не должны специально изучаться студентами в рамках практического курса языка. Непродуктивными и, следовательно, также не подлежащими изучению будет и целый ряд моделей, например: глагольная основа+суффикс е (Lehre, Reise) или основа прилагательного+суффикс е (Ebene) и др.
Для того чтобы два указанных выше положения легли в основу работы преподавателя практики языка по словообразованию, важно, чтобы он не подходил к словообразовательным процессам и средствам формально, а учитывал их функции в современном немецком языке. В частности, следует не упускать из поля зрения многозначности и омонимичности словообразовательных средств. Если взять в качестве примера продуктивный суффикс существительных женского рода ung, то нетрудно обнаружить, что он имеет разные значения (ср. Bearbeitung и Kleidung) и омонимичен непродуктивному суффиксу ung существительных мужского рода (в словах Adelung, Hornung и т.д.).
В качестве другого примера можно привести уже упомянутый префикс ge, который у существительных продуктивен и многозначен ср. Gespiele, Gebirge и Gepfeife), а омонимичный глагольный префикс ge непродуктивен и в настоящее время однозначен: он придает глаголам без префикса определенную стилистическую окраску возвышенности (ср. trauen и getrauen, segnen — gesegnen, schweigen и geschweigen).
Наконец, ge в глаголах gelingen, genesen, geschehen и в целом ряде других сливается с корнем и не может в современном немецком языке рассматриваться в качестве префикса.
Последнее, на что хотелось бы обратить внимание преподавателя в связи с изучением темы словообразования, это полное согласование изучаемых словообразовательных моделей и средств с их словарем-минимум.
С этих позиций мы и рассмотрим основные способы словообразования в немецком языке и те продуктивные модели и словообразовательные средства, которые используются для образования новых слов.
В немецком языке, как и в русском, различают следующие основные способы словообразования: безаффиксный способ, аффиксацию и словосложение. При общем сходстве способов словообразования в обоих языках немецкая словообразовательная система все же отличается от русской различной продуктивностью отдельных ее способов. В обоих языках, например, весьма продуктивным способом словообразования является аффиксация, хотя в целом она представлена в немецком языке значительно беднее, чем в русском. С другой стороны, безаффиксный способ словообразования и особенно словосложение более широко применяются в немецком языке.
Наиболее распространенным способом словообразования в немецком языке является словосложение. Этот способ, сущность которого заключается в том, что для образования нового слова соединяются два корня или две основы, является наиболее очевидным и простым для учащихся. В немецкой лингвистической литературе, однако, нет единства взглядов по поводу того, какие категории слов надо относить к этому способу словообразования, в частности, следует ли сюда относить так называемые сращения и глаголы с приставками.