Приступая к обучению произношению, следует подобрать соответствующий фономатериал с учетом целого ряда предлагаемых ниже требований: для обучения произношению целесообразно использовать, как правило, аутентичные фономатериалы; не следует с помощью фонограмм демонстрировать отдельные фонемы или звукосочетания, ибо они в значительной мере искажаются воспроизводящей аппаратурой, в то время как в пределах законченных речевых единиц (слов, словосочетаний и предложений) такие искажения «маскируются» соседними фонемами; фонетические образы нужно демонстрировать в неизменном режиме не менее двух раз, что способствует формированию прочных слуховых образов усиливаемых единиц на основе эталона; одного аудирования фонограммы, т. е. рецептивной направленности упражнений, было бы недостаточно для обучения произношению. Для выработки произносительных навыков необходимо овладеть не только слуховым, но и артикуляционным образцом, что и обусловливает обязательный переход от прослушивания к репродуцированию.
К наиболее популярным фонетическим упражнениям, которые выполняются с помощью фонограммы, можно отнести следующие:
- фонетический гренаж («зарядка»), который является очень ограниченным во времени, но самостоятельным этапом урока и часnо совпадает с его началом. При проведении такого упражнения ученик лучше осознает артикуляционную базу того или иного звука и в ходе такой кратковременной и вместе с тем интенсивной тренировки вырабатывает «психологическую установку», которая способствует более «нормированной» произносительной деятельности учащихся;
- репродуктивные паузированные фоноупражнения, в ходе выполнения которых ученики в специально созданной паузе имитируют речевой образец, индивидуально или хором. Для имитации предлагаются образцы речи, содержащие чаще всего специфичные для изучаемого языка явления (долгие и краткие, закрытые и открытые гласные, носовые, межзубные согласные и т. д.);
- дифференцировочные или контрастные упражнения, для выполнения которых, как правило, подбираются бинарные оппозиции (man — men — английский язык, fleur—flair—французский язык, Bett — Beet — немецкий язык). Контрастные пары играют большую роль также при параллельном изучении грамматического и фонетического материала, особенно в случаях, когда сопоставляются разные грамматические формы (work — works; il finira — il finirait; Mutter — Mutter);
- репродуктивные упражнения, построенные на образцах, в которых находит яркое выражение деление речевого потока на ритмические группы. В таком случае границы между ритмическими группами обозначаются специальным звуковым сигналом или другим способом. Конечная цель такого упражнения — достичь максимального сходства с дикторской речыо путем многократного синхронного с диктором проговаривания речевых фрагментов;
- рецептивные фонетические упражнения, направленные на узнавание н понимание фонетических явлений в словах, словосочетаниях и предложениях.
При изучении грамматического материала полезной может оказаться фонограмма на стадии тренировочных упражнений, когда необходимо сформировать грамматические навыки. Подбирая для грамматических упражнений фономатериал, следует руководствоваться следующими требованиями:
- грамматический фономатериал, предназначенный для речевых тренировок, целесообразнее всего предлагать в виде предложений-структур (типовых фраз), что дает широкие возможности осуществлять устный тренаж в разнообразных формах;
- изучаемые грамматические структуры не должны быть очень длинными (но количеству слов), гак как большая доза информации превышает возможности оперативной памяти индивида;
- грамматические фоноупражнения становятся эффективными лишь тогда, когда соответствующие правила-инструкции усваиваются учениками до работы с фономатериалом.