Принципы применения фономатериалов. С помощью фотоматериалов создается искусственная иноязычная среда, главным компонентом которой можно считать звучащую иностранную речь. Кроме того,' фонограмма усиливает возможности успешной реализации принципа наглядности. Интенсивное применение фономатериалов ведет к выработке внутренних представлений, которые по своему содержанию и составляют сущность процесса внутренней наглядности. С помощью фономатериалов, используемых в условиях школьных лингафонных кабинетов или лабораторий обучения речи, становится возможным усиление индивидуализации обучения, главным образом обучения устной иноязычной речи. Вместе с этой задачей решается и другая — интенсификация учебного процесса, в результате чего учащийся значительно повышает производительность труда и выдает за единицу времени больше «учебной продукции». Использование учебных фономатериалов позволяет: заменить преподавателя на отдельных этапах классного занятия, а также при выполнении заданий во внеклассной (домашней) работе (последнее само по себе является одной из совершенно новых форм обучения); «озвучить» многие традиционные средства зрительной наглядности, в результате чего материал воспринимается лучше и запоминается легче; расширить возможность частичного программирования процесса обучения устной речи и чтения и др. Наконец, следует учитывать и то, что звучащая зафиксированная речь по сравнению с натуральной речью обладает целым рядом специфических качеств, важность которых трудно переоценить в методике обучения иностранным языкам. В числе основных качеств можно указать: неизменность звучания, образцовость, возможность многократного повторения без каких-либо модуляций, возможность фрагментации звукового потока без потери коммуникативных характеристик в пределах каждого дискретного элемента и др.
В процессе преподавания языка с помощью звукозаписи можно наиболее полно реализовать и такие дидактические принципы, как воспитывающее обучение (высокоэмоциональный, специально отобранный воспитывающий материал), учет индивидуальных различий, активность учебного процесса (интенсивные упражнения), доступность любого фономатериала (многократное повторение и сегментация материала).
Используя фонограммы в обучении, необходимо учитывать определенные принципы применения звукозаписи в обучении иностранным языкам.
Принцип опережающего слушания. Самая общая сущность этого принципа сводится к тому, что в большинстве методических ситуаций работу над фономатериалами надо начинать с аудирования.
При обучении иностранному языку вообще и его устной форме в частности материя языка должна воздействовать на сенсорные системы индивида. Чтобы осуществлялся первичный и вторичный синтез в процессе восприятия речи, чтобы актуализировались встречные речемоторные движения, нужна экспозиция самих звучащих речевых единиц, которая приведет к пониманию содержания сообщения.
Важность опережающего слушания можно объяснить большой ролью внутренней речи в процессах речевой деятельности и мышления. К сожалению, процессы внутренней речи еще недостаточно полно исследованы, а потому управлять ими пока чрезвычайно трудно. Тем не менее в настоящее время можно считать общепризнанной теорию, в соответствии с которой наиболее эффективным средством формирования внутренней речи следует признать громкую речь и со всей очевидностью ее субститут — звукозапись, с помощью которой учащийся может в любом режиме аудировать изучаемый языковой материал, создавая и накапливая в памяти слуховые образы речевых единиц.