Формы и способы использования звукозаписи в обучении иностранным языкам. Проанализируем в первую очередь возможности использования фономатериалов в классной работе по иностранному языку, которая является основной формой учебного процесса. Фономатериалы можно использовать в классе для, проведения индивидуальной, групповой и индивидуально-групповой работы. При этом наибольшей эффективности можно достичь в условиях лингафонного кабинета.
Наиболее типичными упражнениями, осуществляемыми в ходе классных занятий в лингафонном кабинете, являются:
Репродуктивные упражнения имитативного характера. Организуя упражнения такого типа, учитель подбирает в большинстве случаев аутентичный фономатериал и стремится к тому, чтобы ученик, повторяя фразы вслед за диктором, максимально приблизил свое репродуцирование к прослушанному образцу. Для реализации этих задач чаще всего используют небольшие предложения — образцы с целью акцентирования фонетических, грамматических или лексических особенностей иноязычной устной речи.
Одновременные диалоги. Положительным моментом такого «лингафонного» обучения диалогической речи можно считать его относительно легкую управляемость. Используя пульт управления, учитель не только направляет, но и корригирует проводимую беседу. В зависимости от сложности учебного материала, уровня речевой подготовки учеников такую работу можно оживлять, меняя роли учеников, речевые ситуации и эстралингвистические факторы.
Составление вопросов и ответов на основе прослушанного материала. Ценность такого упражнения заключается прежде всего в том, что учащиеся на основе аудирования фонограммы (без опоры на сопутствующие речи экстралингвистические факторы) актуализируют реактивное говорение, т. е. речевой процесс осуществляется хотя и в несколько усложненной ситуации (отсутствие зрительных опор), но в условиях, весьма приближенных к реальным.
Контрольное чтение текста. В зависимости от конкретных условий обучения здесь могут предлагаться два варианта работы: контрольное чтение подготовленного и чтение неподготовленного текста. По окончании такой работы осуществляется анализ типичных ошибок и составляются специальные упражнения (групповые и индивидуальные) для их устранения.
Прослушивание и имитация фонограмм, подготовленных для озвучения средств зрительной наглядности. Как известно, речевые единицы воспринимаются, запоминаются и усваиваются лучше, если они представляют собой видеофонограмму, при актуализации которой совершается звукозрительный синтез. Дикторским текстом можно сопровождать показ рисунков, диафильмов, открыток, иллюстраций из книг, немого кинофильма.
Описанные выше типовые упражнения, разумеется, далеко не исчерпывают разнообразия методических вариантов работы в лингафонном кабинете. Это лишь иллюстративная часть возможных упражнений, которые могут быть успешно реализованы при наличии специализированного кабинета иностранных языков.
Рассмотрим далее возможные способы использования (фонограммы в традиционных условиях, в неспециализированном классе. При этом следует иметь в виду, что грампластинку, магнитную ленту или киноленту (с фонограммой) целесообразно применять в тех случаях, когда без такого учебного материала не может быть достигнута поставленная цель обучения. При этом, чтобы расширить иллюстративное поле, рассмотрим вкратце те конкретизированные случаи, когда с помощью фонограммы решают более дифференцированные задачи в плане освоения разных аспектов системы изучаемого языка и овладения разными видами речевой деятельности.