Структура и типы учебных фономатериалов. Главным структурным компонентом фонограммы любого типа является, конечно, речь, которая может быть представлена в монологической или же диалогической форме. Вторым возможным компонентом структуры фонограммы можно считать шум. Шумы могут быть вредными, т. е. препятствующими пониманию аудируемого, и полезными, цель которых — повысить эмоциональное напряжение фономатериала. К последним относятся: естественные звуки природных явлений (ветер, пение птиц, дождь, гроза и пр.); механические звуки (шум транспорта, работающих стационарных механизмов и пр.); звуковые эмотивные составляющие, дополняющие человеческую речь (смех, плач, междометные восклицания); звуки, передающие неречевую деятельность человека (топот ног, удары молотка, щелчки и т. п.). Третьим потенциальным компонентом является музыка, о роли которой в учебной фонограмме почти нет научных данных. И наконец, последний, четвертый компонент — пауза, которая, как и в кинематографии, может рассматриваться в качестве звукового оформления (звук со знаком минус), обладая определенной силой эмоционального воздействия. В учебной фонограмме чаще всего должен мотивированно использоваться тот или иной тип паузы, чтобы, во-первых, сделать речевой поток вполне доступным для восприятия, во-вторых, совершить речевое действие и, в-третьих, повысить или снизить эмоциональное напряжение при переработке речевой информации.
Исходя из того, что «структура речи в гораздо большей степени, чем структура (система) языка, зависит от экстралингвистических факторов», и учитывая, что последние составляют прагматическую основу коммуникативного акта, оказывается необходимым в целом ряде случаев смешивать речь с шумами и музыкой, а весь звуковой комплекс соответствующим образом паузировать. В результате получается «звуковая картина», роль которой для определенных этапов обучения трудно переоценить, так как благодаря этому новому средству достигается повышенная эмоциональность восприятия, не идущая ни в какое сравнение с силой воздействия графического ряда речи. Звуковая картина создает у слушателя высокоэмоциональную психическую среду и серию образных представлений о развертывающемся сюжете. Такие потенции звуковой картины делают ее очень эффективным средством наглядного обучения иностранному языку.
Учитывая эмоциональную нагрузку фономатериалов, все имеющиеся фонограммы можно разделить на эмоционально нейтральные и эмоционально насыщенные. Первые используются чаще всего при выполнении сугубо подготовительных упражнений, вторые — при выполнении речевых упражнений.
Существуют различные типы фонограмм. В основу типологии должны быть положены лингвистические, психологические и технико-методические критерии.
В соответствии с лингвистическими критериями учебные фонограммы отличаются по форме речевого выражения, характеру содержания языкового материала и по «рабочему языку». Под формой речи следует понимать диалогическую или монологическую речь, а также рифмованный материал в виде стихотворения или же песни. К лингвистическим критериям необходимо отнести дифференциацию языкового материала, обусловленную его принадлежностью к определенной тематике (тематический и нетематический материал). Последним лингвистическим критерием считается «рабочий язык». Здесь речь идет главным образом о возможности использования родного языка при выполнении упражнений с целью инструктирования, комментирования, а также в ходе выполнения двуязычных упражнений.