В наше время разнообразные вспомогательные средства, начиная с простейшего раздаточного материала и кончая сложнейшими техническими комплексами, все больше насыщают учебный процесс. Квалифицированное применение технических средств намного повышает эффективность обучения такому специфическому предмету, каким является иностранный язык.
Все разнообразие вспомогательных средств, используемых в обучении иностранным языкам, целесообразно разделить на две большие и далеко не равные по значению группы. К первой группе следует отнести так называемые традиционные (нетехнические средства), ко второй — современные технические средства обучения.
О традиционных средствах, используемых при обучении иностранным языкам, имеется обширная литература, в которой основное внимание уделяется описанию приемов применения картин, таблиц, лото, карточек, фланелеграфа и др. Зрительные средства наглядности предоставляют учителю благоприятную возможность создать экстралингвистическую основу речевой ситуации. Так, с помощью картин создаются заранее детерминированные ситуации, в которых могут быть реализованы речевые поступки путем воображаемого «перемещения» учащегося в изображаемый сюжет. В других случаях средства зрительной наглядности подсказывают сюжет для логического построения высказывания, т. е. служат опорой для развертывания высказывания. В третьих случаях изображаемые на фотографиях, плакатах сюжеты служат страноведческим фоном, особым подтекстом для устного высказывания и т. д.
Детское мышление апеллирует к образам, особенно в обучении чужому языку. Поэтому на начальной ступени обучения конкретные лексические единицы необходимо соотносить с конкретными фрагментами окружающего материального мира.
Тем не менее в подавляющем большинстве учебных ситуаций использованию визуальных учебных средств следует отводить более скромную роль по сравнению с применением аудитивных или визуально-аудитивных средств. Это можно объяснить тем, что для изучающего чужой язык звучащая речь имеет особо важное значение.
Какая бы цель ни ставилась перед учениками (только овладение устной речью, только овладение чтением на иностранном языке или параллельное овладение устной речью и чтением), в любом случае им нужны слуховые образы изучаемых единиц иностранного языка, звучащие эталоны, на которые можно опереться, ибо внутренняя речь присутствует в процессе овладения любым видом речевой деятельности. Все это подводит нас к заключению о том, что среди традиционных средств обучения иностранным языкам речь учителя, в каком бы «ключе» она ни преподносилась (повествование, инструкция, разъяснение, участие в диалоге и т. д.), имеет решающее значение, потому что в этом случае учащиеся воспринимают поток звучащей иноязычной речи.
Вспомогательные материалы, демонстрируемые с помощью технических средств, можно разделить на три группы: фонограммы, фотограммы и видеофонограммы.
Фонограмма представляется с помощью звукотехнического аппарата и направляет учебную речевую информацию только по аудитивному каналу сенсорной системы учащегося. Фотограмма демонстрируется с помощью проекционного аппарата и направляет изучаемый материал только по визуальному каналу сенсорной системы индивида. Видеофонограмма демонстрируется с помощью звукосветотехнического устройства и синхронно направляет как языковую, так и соответствующую неязыковую информацию по аудитивному и визуальному каналам сенсорной системы учащегося.
Сфера применения того или иного технического средства меняется в зависимости от цели и этапа обучения и от тех конкретных методических задач, решаемых каждым самостоятельным фрагментом учебного процесса. Так, при обучении аудированию в любом случае решающую роль должна играть фонограмма, в то время как при обучении ситуативной устной речи на первое место выйдет видеофонограмма.