Одним из элементарных и в то же время необходимых актов реализации принципа сравнения является самоконтроль и самокоррекция. Наиболее распространенным способом обеспечения самоконтроля и последующей самокоррекции является использование ключа. В настоящее время, как известно, преобладающим типом упражнений с фонограммой являются упражнения подготовительного характера. В таких упражнениях вслед за образцом идет, как правило, пауза, после которой выдается ключ для самоконтроля речевой деятельности учащегося. В основе этих, так называемых трех- или четырехтактных упражнений лежит бихевиористская концепция о двухкомпонентной структуре поведения, характеризуемой всеобъемлющей формулой «стимул — реакция». В соответствии с концепциями: советских психологов речевое поведение не может быть сведено к элементарным актам «стимул — реакция», так как в поведении человека большую роль играет сознание, активная мыслительная деятельность. В связи с этим, характеризуя речевые акты человека, следует говорить о программированном поведении, о поисковой деятельности, о системе обратных связей, которые корригируют допускаемые человеком ошибки в его деятельности, и регулируют протекание любых сложных форм деятельности. Такая платформа позволяет отвергнуть бихевиористское понимание деятельности как двучленного звена «стимул — реакция», лишенного сознательного компонента. Поэтому четырехэлементные упражнения целесообразно использовать в строго мотивированных методических ситуациях.
Усматривая в такой структуре определенный недостаток и желая лучше обеспечить действенную обратную связь, некоторые методисты предложили несколько модернизировать способ выполнения подобных упражнений. Так, были рекомендованы, к примеру, «дублирующие ключи», с помощью которых учащемуся предоставляется большая самостоятельность в конструировании ответа на вопрос диктора; при этом считается вполне допустимым известное отклонение от модели решения. Однако все это окончательно не снимает основного недостатка этих распространенных упражнений — их механического характера.
Чтобы предоставить более благоприятные возможности для функционирования обратных связей, а следовательно, сравнения и самоконтроля, фоноупражнения следует строить с учетом следующих соображений: для обеспечения эффективного самоконтроля в тренировочной работе нужно иметь достаточно широкий структурный диапазон упражнений, начиная с одного- двухэлементных и кончая многоэлементными упражнениями; наилучшие условия для устранения «механической» природы таких упражнений и обеспечения действенных речевых обратных связей создаются в том случае, когда используются специальные ключи, вынуждающие учащегося думать о сущности совершаемого им речевого действия. Кроме того, этому же способствует выполнение упражнений, построенных на отрицательном материале. Такой подход дает возможность учащемуся решать каждое задание с необходимой концепцией внимания на воспроизводимом, а не бездумно повторять услышанное.
В работе с фономатериалами сравнение и самоконтроль, базирующийся на сравнении, становятся основным фактором успешного достижения конкретной цели обучения. Сличая свой высказанный или же внутренне проговоренный вариант с дикторским образцом, индивид контролирует себя, распознает во всех случаях собственные ошибки и старается в дальнейшем так воспроизводить услышанное, чтобы его «продукт» максимально приближался по основным параметрам к оригиналу. Сравнивая и сопоставляя, учащийся анализирует свою собственную речь независимо от того, является ли данный мыслительный процесс скоротечным или дискурсивным, а это способствует глубокому осмыслению учебного материала, правильной самокоррекции, тем самым значительно повышается эффективность обучения.
Наличие пяти принципов применения звукозаписи отнюдь не означает, что в речевом акте, осуществляемом с помощью фономатериала, должно проявиться одновременное функционирование всех принципов. Во многих типовых ситуациях выполнение фоноупражнений может совершаться при ведущей роли лишь некоторых из них.