Реализация принципа опережающего слушания находится также в соответствии с принятым в советской психологии учением о поэтапном характере деятельности. Так, в соответствии с концепцией П. Я. Гальперина (если ее приложить и к речевым актам) структура речевой деятельности должна слагаться из двух частей: установочной и исполнительной. Разграничивая понятия «усвоение» и «освоение», П. Я. Гальперин указывает, что освоение, проходящее на любом уровне усвоения, представляет собой процесс, в результате которого совершается сокращение ориентировочной части действия. Такое превращение осуществляется только через ряд промежуточных звеньев, представляющих собой поэтапное формирование действий и понятий. Опережающее слушание можно рассматривать в качестве первого этапа психологической структуры ряда процессов, в пределах которого совершается первичная ориентировка субъекта и подготовительная фаза освоения учебного материала.
Благодаря принципу опережающего слушания реализуется первоначальный этап речевого действия, в ходе которого экспонируется иноязычная речь, на основе чего создаются благоприятные предпосылки для выполнения соответствующих речевых упражнений. Именно опережающая экспозиция языкового материала дает возможность верно ориентироваться, выработать первичные психические установки, цель которых — обеспечить необходимую гибкость и мобильность в процессах переработки иноязычной информации.
Если в подавляющем большинстве случаев осуществление принципа опережающего слушания может рассматриваться как закономерное явление, то, несомненно, будут возникать и такие методические ситуации, когда опережающее слушание станет временной помехой на пути усвоения учебного материала. Может возникнуть ситуация (она будет зависеть от методической цели, от материала, подлежащего освоению, от ступени обучения и других методических соображений), при которой необходимо опираться в первую очередь на видимую иноязычную речь. Такой подход позволил бы также учащимся с ярко выраженным преобладанием визуальных характеристик индивидуальной памяти и индивидуального речевого внимания оптимально использовать свой психический потенциал.
Принцип многократного повторения. Исходя из особенностей обучения устной речи с помощью звукозаписи, многократное повторение аудируемого фономатериала приобретает принципиальное значение. Повторное восприятие фономатериала не преследует цели достичь так называемого слепого имитирования. Основное значение многократного повторения состоит в том, чтобы благодаря такой работе учащийся был в состоянии! лучше уяснить структуру и содержание демонстрируемого языкового материала; хорошо запомнить воспроизводимые единицы речи и их отдельные фрагменты; непроизвольно «выводить» модель употребления того или иного языкового явления. Многократное повторение способствует формированию соответствующих стереотипов, необходимых для речевой деятельности, и обеспечивает актуализацию так называемых речевых поступков.
Восприятие и понимание речевой информации на родном языке становится возможным вследствие того, что диалогичные речевые ситуации повторяются несметное число раз на протяжении жизненной языковой практики человека. В результате этого в психике возникают многочисленные ассоциативные связи и констелляции, приобретающие аксиоматический характер. Именно благодаря этому механизму автоматизации психических процессов индивид получает возможность моментально узнавать и понимать обычные явления и ситуации.
Для того чтобы воспринимать и постигать репродуцируемую иностранную речь (имея в виду, что это чужой язык, который изучается в искусственно создаваемой языковой среде), необходимы многочисленные повторения. В процессе каждого последующего повторения индивид не только начинает осознавать все больше частностей, но и совершает непроизвольный анализ деталей, который не осуществляется при первом предъявлении информации. К такому выводу пришли как методисты, так и психологи.