Многократное повторение фономатериала способствует непроизвольному формированию правил речевых действий и стереотипов иноязычной деятельности. Оно также необходимо и для поддержания достигнутых речевых автоматизмов на данном уровне. Известно, что без упражнений, без актуализации навыка в многочисленных повторениях он «расплавляется» и вскоре исчезает. Принцип расчленения потока речи и паузирования. Человеческая речь по своему характеру дискретна, из-за чего расчленение звукового потока на более или менее самостоятельные значимые единицы ни в коей мере не противоречит природе самой речи. Прибегая к расчленению звучащей речи на отдельные части, методисты имеют возможность так «растягивать» цепь учебной речи, как это диктуется потребностями учебного процесса.
Необходимость такой работы объясняется тем, что во многих методических ситуациях оказывается нецелесообразным вводить учебный материал в виде сплошного потока речи. Наиболее ярким примером недостаточной эффективности обучения при использовании нерасчлененного потока речи может служить традиционная методика разучивания стихотворения, в соответствии с которой стихи разучиваются построчно. При подобной организации учебного процесса рифмованный материал в значительной степени теряет свою коммуникативную значимость (ибо каждая строчка стиха «живет» только в контексте), в то время как преднамеренно расчлененные строки стихотворения создают эмоциональное напряжение, так как они не деформированы, а только сегментированы. Благодаря этому сохраняется мелодический рисунок, ритмичность фразы, словесное и фразовое ударение.
Процесс расчленения речевого потока целесообразен еще и потому, что путем такого препарирования языкового материала создаются благоприятные условия для осуществления пооперационной деятельности, что перекликается с основными положениями программированного обучения. Как при реализации идей программированного обучения, так и при осуществлении принципа расчленения речевого потока ставится одна и та же цель: сделать восприятие, обработку и сохранение речевой информации достаточными для соответствующего этапа обучения. В стратегическом плане расчленение речевого материала фонограммы является способом более успешной реализации дидактического принципа доступности. Благодаря осуществлению принципа расчленения потока речи создается возможность вводить и воспроизводить аутентичный речевой материал даже на начальном этапе обучения в школе, понимая под воспроизведением материала определенные речевые сегменты того или иного уровня. Элементарный уровень расчленения — слог (редкое явление), затем слово, далее словосочетание, затем синтагмы и, наконец, контекстуальное единство. Естественно, требуемый уровень расчленения зависит прежде всего от конкретных учебных задач, которые, в свою очередь, обусловливаются этапом обучения (классом).
В процессе реализации принципа расчленения и паузирования может решаться несколько задач.
Первая задача состоит в том, чтобы «снять» так называемые лингвистические шумы. Этот ряд помех для аудирования — один из наиболее существенных, так как он воплощает в себе несколько языковых трудностей, объективно существующих в звуковом иноязычном потоке.
Вторая задача заключается в «снятии» некоторых экстралингвистических шумов, возникающих из-за несовершенства процесса звукозаписи и звуковоспроизведения, что всегда усложняет восприятие и понимание речи, а также шумов, возникающих из-за отсутствия необходимых акустических условий в классных помещениях. Кроме того, необходимо преодолевать так называемые внутренние шумы, возникающие из-за слабой психической готовности к аудированию. Во всех таких случаях расчленение звукового потока уменьшает на единицу времени общий объем шумов, что и приводит к повышению эффективности учебного процесса.