Структурно-функциональное соотнесение единиц материала с деятельностью учащихся, с действиями оформления и оперирования на каждом из уровней дает нам единицы обучения — упражнения, обладающие соответствующей этим уровням спецификой.
Таким образом, единицы обучения олицетворяют собой способ использования единиц материала данных уровней непосредственно в планируемой деятельности учащихся. Они выступают в качестве основного способа управления ее формированием. При этом под упражнением понимается не только то, что связано с тренировкой, а любая форма взаимодействия учителя и учащихся (при самостоятельной работе — учащихся и учебника), опосредуемая учебным материалом и имеющая указанную выше стандартизованную структуру: постановка задачи, указание на пути ее решения (опоры, ориентиры), ее решение и контроль (самоконтроль). Если проанализировать деятельность учителя и учащихся применительно к любому учебному материалу, то можно сделать вывод, что вся она сводится к цепочке решения конкретных учебных (методических) задач, протекающих в форме упражнений. Например:
Учитель: Прослушайте слова (или предложения с новыми словами), обратите внимание на произношение долгих и кратких гласных. Повторяйте эти слова за мной (диктором).
Ученик выполняет задание, сличая свои действия с образцом. Учитель исправляет и в отдельных случаях оценивает действия ученика (осуществляется контроль, коррекция и оценка).
Учитель: Для того чтобы дать разнообразные ответы на вопрос «Где проводят дети летние каникулы?», употребите в третьей графе подстановочной таблицы подходящие по смыслу словосочетания.
Опираясь на таблицу, ученик обучается структурному оформлению аналогичных по коммуникативному содержанию высказываний на уровне предложения. Данный как правило образец служит эталоном для сравнения и облегчает самокоррекцию. В процессе выполнения упражнения учитель осуществляет контроль.
Учитель: Опишите картинку, указывая, где и когда происходит действие и что делают изображенные на ней персонажи.
Ученик описывает картинку, опираясь на данные в задании ориентиры и используя соответствующие речевые образцы. Учитель оценивает работу ученика часто с помощью оценочного высказывания, обеспечивая тем самым необходимое ученику подкрепление.
Учитель: Прочитайте текст, постарайтесь его полностью понять, не обращаясь к словарю. Имеющиеся в тексте четыре незнакомых слова можно понять по их сходству с аналогичными словами родного языка. Свою догадку проверьте по картинкам.
Ученик выполняет задание, действуя в соответствии с инструкцией. Если текст читается вслух, то качество чтения часто является достаточным показателем понимания. Если текст читается про себя, то учитель не может в процессе «тихого» чтения проверить правильность понимания читаемого. Поэтому для контроля понимания дается, как правило, специальное задание (например, ответы на вопросы по тексту), которое, однако, тесно связано с предыдущим и составляет с ним функциональное единство.
Приведенные примеры показывают, что упражнения могут решать разные методические задачи (в плане формирования навыков и умений), осуществляться на разном материале, в различных условиях (например, под руководством учителя, самостоятельно), различным способом (беспереводно, с помощью перевода), в разной форме (устно, письменно, монолог, диалог, непринужденная беседа) и т. д., но все они по существу выполняют одну и ту же функцию, а именно организуют деятельность учащихся с иноязычным материалом. Поэтому упражнения выступают в качестве основных единиц обучения, являясь «клеточкой» во взаимодействии учителя и учащихся, опосредуемом учебным материалом, служа способом поэтапного управления их деятельностью.