В настоящее время содержанию образования и обучения придается исключительно большое значение. «В образовании определяющим является его содержание».
Раскрыть характер этих компонентов и основу их взаимодействия можно лишь, рассмотрев каждый из них в отдельности.
Содержание учебного предмета (содержание и структура учебного материала)
Содержание учебного предмета «иностранный язык», так же как и цели, складывается исторически под влиянием потребностей общества, уровня развития системы общего образования и многих других факторов.
Являясь одним из наиболее существенных компонентов системы обучения иностранным языкам, содержание данного учебного предмета подвержено воздействию всех других ее компонентов, в особенности целей, педагогического процесса, методов, средств обучения, а также среды. Любые отклонения гомеостазиса (уравновешения системы со средой) приводят к нарушению ее функционирования, к несоответствию, например, ее целей целям общего образования или непосредственно потребностям общества, а это вызывает необходимость пересмотра как целей, так и содержания и структуры учебного материала.
Пересмотр начинается обычно с переосмысления старых или задания новых целей обучения, анализа действующего процесса обучения (педагогического процесса) и средств обучения (их соответствия целям), а затем принимает характер теоретической разработки содержания учебного предмета. Осуществляется этот процесс методистами-теоретиками, составителями программ, учебников, методических пособий, которые опираются как на научные исследования в области методики и смежных с ней наук, так и на практику обучения. Крайне важное значение имеет уровень развития этих наук, и в частности лингвистики, в каждый данный момент.
Общеизвестно, что с точки зрения лингвистики любой язык представляет собой систему, имеющую свою структуру, свои уровни организации, свои функции. Характерно, что каждый иностранный язык, описанный в лингвистике как подобная языковая система, становясь объектом изучения в методических целях, т. е. обретая иные функции, подвергается методическому переосмыслению и в результате этого трансформируется в содержание соответствующего учебного предмета, которое в связи с новыми функциями обретает и новую структуру.
Следовательно, под содержанием учебного предмета мы понимаем такую методическую организацию лингвистического и экстралингвистического материала, которая позволяет добиться наиболее быстрого его усвоения в заданных целях.
Таким образом, в становлении нового содержания и структуры учебного предмета участвуют не только лингвистические, но и психологические, педагогические, дидактические и методические критерии. Это сложный многоступенчатый процесс. Абстрагируясь от частностей, можно представить себе его в обобщенном виде как развертывающуюся последовательно по нескольким направлениям деятельность, внутри которой явно прослеживается ряд взаимосвязанных этапов.
- Выявление различных форм лингвистической организации языкового материала, в наибольшей степени отвечающих целям обучения.
1. Выбор лингвистического описания конкретного языка, соответствующего современному уровню лингвистики.
2. Анализ структурных единиц языка (с целью последующего выделения на их основе специальных единиц организации материала для обучения данному языку).
3. Методическая интерпретация этих языковых единиц, позволяющая эффективно использовать их в целях обучения, или введение дополнительных психологических, педагогических и методических критериев и выделение с их помощью на основе лингвистических единиц единиц методической организации языкового материала.
4. Выявление соотнесенности целостных единиц организации материала с отдельными языковыми явлениями и научными фактами (теоретическими обобщениями), т. е. сведениями из области грамматики, фонетики, лексикологии.