Прежде чем перейти к описанию следующей стадии работы, нужно отметить, что в методической литературе существует большое количество исследований по вопросам отбора языкового материала в целях обучения. Представляется, что дальнейшее успешное изучение этой проблемы может осуществляться при широком использовании научного эксперимента, с привлечением статистических и других современных методов исследования.
- Завершающее методическое структурирование иноязычного материала.
Совершенно очевидно, что отбор языкового материала и выделение единиц его первичной организации представляют собой лишь половину дела. Весь этот материал может быть задан списком (лексика, речевые образцы, перечень тем и т. д.) или представлен набором текстов, но обретает он «плоть и кровь» лишь на завершающей стадии его методической организации, при установлении системы взаимосвязи его элементов, т. е. при определенном сочетании единиц иноязычного материала разных уровней друг с другом, при задании определенной последовательности, при соотнесении каждой единицы материала с выполняемой ею функцией в процессе обучения, т. е. с деятельностью по ее усвоению.
Важно знать, например, не столько слово как единицу звучания и значения, сколько все необходимые способы использования этого слова в определенных коммуникативных целях. Следовательно, важно соотнести ту или иную единицу материала с конкретными действиями реализации, необходимыми для решения именно данной методической задачи. Говоря точнее, именно постановка задачи позволяет закрепить за той или иной единицей материала определенные действия реализации (действия оформления и оперирования), нужные в каждый данный момент, но в конечном итоге направленные на осуществление искомого вида речевой деятельности. Осуществляется это закрепление, как было показано выше, с помощью упражнений, т. е. таких структурных единиц методической организации материала вторичного порядка, которые обеспечивают предметные действия с этим материалом и формирование на их основе умственных действий. Они направлены на решение конкретной методической задачи, строятся на определенном иноязычном учебном материале, и в них непосредственно заданы подлежащие формированию действия оформления и оперирования.
Таким образом, именно упражнения выступают как форма единения иноязычного учебного материала и конкретных действий с ним, как средство, позволяющее решать определенную и совершенно конкретную методическую задачу. Упражнения воплощают в себе способ взаимодействия учителя и учащихся, имеющий относительно стандартизованную структуру: первый ставит задачу (или разъясняет задачу, данную в учебнике), намечает пути или дает образец ее решения и осуществляет контроль, второй решает задачу (выполняет упражнение, используя данные учителем опоры) и осуществляет самоконтроль (например, на основе сличения с образцом). При самостоятельной работе по учебнику функцию учителя реализует учебник.
Следовательно, упражнения являются структурными единицами методической организации материала наиболее высокого порядка, формируемыми на основе трех первых видов единиц. Они непосредственно выполняют функции управления усвоением. Именно это дает нам основание рассматривать их в качестве основных методических единиц обучения иностранным языкам, понимая под единицей обучения не столько единицу организации материала, каковой является, например, типовая фраза (речевой образец), сколько минимальную единицу организации учебной деятельности.
Попробуем установить иерархию выделенных нами в содержании учебного предмета единиц материала (и на их основе единиц обучения), чтобы выявить их различие.
Под единицами языкового материала первого уровня понимаются отдельные лингвистические явления и факты, подлежащие усвоению: звуки, морфемы, слова, отдельные словосочетания и предложения (фразы), не подвергаемые в данный момент грамматическому членению, так называемые готовые фразы. Они выделяются непосредственно путем отбора материала (словарного, грамматического) и образуют, как указывалось, методическую данность, низший уровень методической организации материала. Кроме того, сюда относятся некоторые грамматические и фонетические сведения, правила, соотносящиеся с материалом данного уровня.