Результат дистанционного обучения во многом зависит от его организации. Главное здесь — конструкция технологии.
Конструирование технологии дистанционного обучения разделяется на три этапа.
Первый этап — теоретический. Как в любой технологии, вначале происходят определение цели, объекта технологизации; разбивка образовательного процесса на составляющие; определение принципов.
Основные принципы построения дистанционного обучения:
- целостности. Реальное функционирование технологии достигается совокупностью целей, методов, средств, форм, условий обучения, а также нормативно-правовой, финансово-экономической, маркетинговой, материально-технической системами и системой безопасности;
- вопроизводимости. Данная технология должна быть реализована в любом образовательном учреждении в необходимом и достаточном минимуме материальных средств, людских ресурсов и времени. Кроме этого, она должна быть тиражируема;
- гибкости. Технология должна строиться таким образом, чтобы были возможности для непрерывного обновления, модернизации содержания обучения как процесса подготовки кадров, учебных дисциплин и дидактических материалов к ним;
- контролируемости. Контроль должен обеспечивать качественную оценку результатов реализации технологии в течение всего хода образовательного процесса. Важным для контроля является определение средств идентификации личности обучаемого;
- психологической обоснованности. Важность данного принципа заключается в том, что студент получает образование изолированно, с использованием различных информационных средств, и разработчику технологии важно учесть при этом и особенности восприятия информации с помощью компьютера и телекоммуникаций; и особенности построения учебного текста, передаваемого с их помощью; и психологические особенности учебной деятельности разных возрастных категорий студентов;
- адаптационности. Этот принцип выражается в том, что обучение конкретного студента адаптируется к условиям места проживания и жизнедеятельности, к его финансовым условиям и физиологическому состоянию.
Второй этап — выбор методов, средств, форм обучения. В дистанционном обучении присутствуют две составляющие: техническая и дидактическая. Так, техническая обеспечивает его разнообразными средствами обучения. К ним относятся интерактивные средства обучения — телекоммуникации, локальные и глобальные компьютерные сети. Кроме них есть еще аудио- и видеозаписи, учебное радио и телевидение, телефоны, факсы, почта и т.д. Технологизации процесса обучения способствуют расчленение учебного процесса на этапы, процедуры, операции и однозначность их выполнения.
Дидактическая составляющая строится на управлении процессом обучения и учебной деятельностью. Обеспечивается она методами и формами обучения.
Основными считаются активные методы обучения, особенно метод проектов, а также анализ (решение) производственных (педагогических) задач, дискуссии, деловые игры и тренинг.
Оценка качества усвоения учебного материала чаще всего проходит как тестовый контроль и самоконтроль. Причем контроль может быть автоматизированным/неавтоматизированным, удаленным/очным. Так, очный контроль осуществляется непосредственно на месте представительства вуза в конкретном регионе под наблюдением представителей Центра или с выездом студента в Центр.
Удаленный контроль осуществляется в двух вариантах: материалы передаются в Центр или обработка результатов контроля происходит на месте.
Для дистанционного обучения важен самоконтроль. Студенты проверяют свои знания с помощью обучающих компьютерных программ, в виде ответов на контрольные вопросы, или они решают тестовые задания.