Пользуется популярностью программа, названная алгоритмическим методом. Назначение ее в том, что программа имеет строго заданный алгоритм деятельности обучаемых, который обеспечивает не только выполнение задания, но и понимание того, почему поставленные перед студентом задачи должны быть выполнены им именно так. Алгоритм представляет собой точный и понятный перечень элементарных операций, которые следует выполнять учащемуся в определенной последовательности с целью решения одной из профессиональных задач. Описанная программа эффективна при обучении студентов профессиональным умениям, поскольку, овладевая конкретным алгоритмом решения учебно-познавательных задач, студент постепенно начинает понимать механизм определенного вида профессиональной деятельности.
Весьма интересна программа, названная методом блочного программирования. Суть ее в том, что программа объединяет программированный и традиционный тексты. Вся информация делится на блоки, каждый из которых требует от обучаемого определенных усилий. Исходным является информационный блок. В нем представляется вся информация, разделенная, упорядоченная и перегруппированная в соответствии с логическими и фактическими критериями. За ним следует тестово-информационный блок, который нужен для проверки всего содержания информационного блока. По результатам второго блока программа направляет обучаемого или к проблемному блоку, если студент выполнил все задания, или к блоку коррекционно-информационному, когда усвоены не все понятия информационного блока. В коррекционно-информационном блоке студент получает задания только в той области, которую он не усвоил.
Важная особенность метода блочного программирования заключается в том, что программа позволяет обучаемым миновать информационно-коррекционный блок. Еще один блок программы — проблемный. В нем обозначена конкретная проблема, которая может быть решена только при условии глубоких знаний, понятий, составляющих основу программы. Последние блоки программы — это тестово-проблемный и коррекционно-проблемный. Здесь студенту предстоит ответить на вопросы всего содержания; если же учащийся затрудняется с ответом, то ему можно выбрать два варианта действий: или вернуться к проблемному блоку для дополнительной тренировки, или обратиться за помощью к преподавателю. Таким образом, вся информация программы замкнута, так как перерабатывается в разных блоках, зато обучаемый, овладев материалом конкретного блока, может перейти к новому циклу, начав работу с новым информационным блоком.
С точки зрения индивидуализации обучения наиболее приемлемыми являются адаптивные обучающие программы, в которых уровень сложности учебного материала подбирается двумя способами: или автоматически, или самими обучаемыми. В адаптивных программах существует возможность обращения к электронной справочной литературе. Адаптивная траектория обучения формируется обычно пошагово, на основе каждого ответа с учетом предыдущих.
При составлении любого вида программы разработчик руководствуется следующими установками.
1. Прежде чем составлять программу, преподавателю следует обязательно установить исходный уровень знаний, необходимый для адаптации программы к уровню психологического и интеллектуального развития обучающегося.
2. Программа должна быть описана как система последовательных воздействий на студента.
3. Вся отобранная учебная информация должна быть расчленена на части.
4. Во избежание механического запоминания организуется повторение учебных элементов в различных вариантах.
5. В пояснительной записке программы отражаются предмет обучения; действия обучаемого по усвоению содержания; решения педагога по организации деятельности студентов; система вопросов, заданий, корректирующих процесс обучения; предписания по последовательному выполнению определенных действий, направленных на усвоение каждой части материала; наличие ответов для контроля за процессом учения.