Программированное обучение может осуществляться с помощью технических средств (компьютер, магнитофон, видео, DVD), т.е. может быть машинным или безмашинным, осуществляемым на печатной основе в виде опорных схем, конспектов, рабочих тетрадей.
Применение всех средств программированного обучения возможно на любом этапе учебного занятия. Так, рабочие тетради чаще используются на этапе знакомства и закрепления нового материала, а технические средства — для осуществления программированного контроля: итоговых тестов, работы с тезаурусом основных понятий темы, программированных опросов и т.д. Разберем особенности составления рабочей тетради для студентов и требования по организации программированного контроля.
Рабочая тетрадь представляет собой специальный дидактический материал. Есть разные варианты таких тетрадей: тетради, по структуре и содержанию следующие за существующими учебниками; тетради, заменяющие учебник; тетради, предназначенные для дифференцированных образовательных программ; тетради для индивидуальной работы; межпредметные тетради, носящие обще-развивающий характер.
Основная их цель — самостоятельное изучение и первичное закрепление студентами новых знаний при решении типовых профессиональных задач, в частности исследовательских, практических, самообразовательных, коммуникативных.
Рабочая тетрадь как дидактическое средство обучения несет в себе двойную пользу: развивает познавательную активность студента, позволяет преподавателю контролировать ход мысли студента по мере усвоения им определенной суммы знаний, своевременно обнаруживать пробел в его знаниях и корректировать процесс обучения.
При разработке содержания рабочей тетради преподавателю приходится учитывать, что:
- содержанием рабочих тетрадей являются контрольные задания для каждого студента, в ходе которых он выполняет те или иные умственные и практические действия, обосновывает их и на основе этого самостоятельно делает выводы;
- процесс выполнения заданий и результаты фиксируются тут же в материалах тетради;
- в тетради должны быть четко обозначены цели, позволяющие решить ту или иную группу типовых профессиональных задач, с которыми будет сталкиваться будущий специалист;
- необходимо проанализировать учебники и учебные пособия и выбрать те из них, которые позволят сформулировать задания студенту в логике разворачивания его действий, совокупность которых позволит ему решить ту или иную группу типовых профессиональных задач;
- нужно отобрать и выстроить необходимую информацию;
- следует определить дополнительные источники, с которыми может работать студент по ходу выполнения заданий рабочей тетради;
- нужно сформулировать частные задачи, которые будет решать студент в конкретном задании;
- для отработки у студентов навыков самоанализа, самоконтроля в тетради существует специальный блок самопроверки, работая в котором студент имеет возможность сравнить свой ответ или практическое действие с правилом или текстом, помещенным в справочной части пособия по самопроверке;
- следует продумать варианты оформления рабочей тетради;
- необходимо составить проспект рабочей тетради и обсудить его замысел с коллегами, студентами.
Особенности программированного контроля:
1) наличие программы контроля, т.е. вполне определенного описания как последовательности, так и специфики каждой контрольной процедуры, применяемой к студентам;
2) частота проверки знаний. Как правило, программа может быть применена как в текущем, так и в итоговом контроле;
3) объективность методов контроля. В качестве критериев выступают:
- структура и научный уровень той информации, которая является объектом усвоения;
- осознанность и разумность действий по овладению студентами этой информацией;
- объем усваиваемых знаний, т.е. число учебных элементов и качество их усвоения;
- степень свободы в использовании информации; реализация навыка автоматизации и свернутости действий — умственных и практических; степень их освоенности.