Чтобы лучше понять, насколько студент владеет информацией, используются проектно-коммуникативные методы оценки знаний: личное интервью с преподавателем; реферативная оценка другим слушателем; написание реферата не только индивидуально, но и в паре со студентом или группой студентов. Эти методы в определенной мере субъективны, но они основаны на личном контакте преподавателя и студентов, что позволяет педагогу идентифицировать их личность и знания.
Третий этап — процедурный. Это этап организации практической деятельности по разработке технологии и внедрении ее в практику.
Главными действующими лицами дистанционного обучения являются обучающиеся и обучающие.
Обучающиеся — это студенты или слушатели. Они оказываются в новых условиях; находятся на расстоянии от преподавателя; им предоставляется большая свобода выбора графика обучения, выбора дисциплин специализации, преподавателя; они должны иметь определенный уровень начальных знаний, умений и навыков и материально-техническое обеспечение учебного (рабочего) места. Важно и то, что средства дистанционной учебы позволяют сокращать сроки очного (контактного) обучения.
При дистанционном обучении к каждому студенту прикрепляется тьютор; каждый студент имеет возможность свободного доступа к средствам дистанционного обучения и основному информационному ресурсу: работе с персональным компьютером, посещению Интернет-кафе; имеет терминальные (виртуальные) представительства, учебно-консультационные пункты.
Обучающие — это преподаватели. Специфика дистанционного обучения определила их функции как консультантов, инструкторов, тренеров, поэтому в образовательную практику введен термин «тьютор».
Тьюторское сопровождение организации дистанционного обучения в рамках открытого обучения осуществляется посредством трех типов тьюторских практик: информационный контекст; социальный контекст; антропологический контекст.
Согласно этому тьютор ведет разнообразную деятельность:
1) осуществляет управление самостоятельной деятельностью студентов:
- ставит цели и задачи обучения перед студентами;
- организует взаимодействие между студентами;
- помогает студенту в составлении индивидуального учебного плана;
- осуществляет контроль процесса обучения в целом и контроль качества знаний, умений и навыков студентов;
2) занимается организационно-распорядительной деятельностью:
- организует консультации студентов;
- организует кружки взаимопомощи студентов;
- следит за выполнением студентом учебного графика и т.д.
Тьюторов условно можно разделить на два типа: монотьютор — это преподаватель-разработчик учебно-методического обеспечения образовательных программ дистанционного обучения и мультитьютор — это, как правило, администратор (декан, заместитель декана, менеджер учебной программы в вузе), который следит за протеканием учебного процесса. Такая классификация разделяет тьюторов по принципу их функциональных обязанностей.
В соответствии с разноплановой и разноролевой деятельностью тьюторов по другой классификации разделяют на: разработчиков учебно-методических материалов; специалистов, занимающихся вопросами интерактивного представления учебных курсов; консультантов по методам обучения; специалистов по методам контроля за результатами обучения.
Практическая реализация технологии невозможна без наличия определенных информационных ресурсов дистанционного обучения: специализированных учебников с мультимедийным сопровождением; электронных учебников, учебных пособий; тренинговых компьютерных программ; лабораторных практикумов и контрольно-тестирующих комплектов; учебных видеофильмов, аудиозаписей и иных средств обучения, предназначенных для передачи по телекоммуникационным каналам связи.