Рассмотрим механизмы действия основных педагогических технологий обучения, интенсивно используемых в современном образовательном процессе профессиональной школы.
Технология программированного обучения. Программированное обучение — это особый вид самостоятельной работы обучаемых над переработанным учебным материалом. Возникновение его связывают с влиянием техники в XX в. на все сферы деятельности человека, в том числе и на образование. После Второй мировой войны стали интенсивно разгораться споры между сторонниками вербального и визуального обучения. В результате было предложено сместить акцент на использование в образовательном процессе технических дидактических средств обучения. Условно эти средства разделили на «устойчивые»: магнитофон, радио, проигрыватель, компьютер — и «мягкие», предполагавшие, что учебная информация педагога может быть передана обучаемому с помощью специальной программы, воспроизводимой на магнитофонных лентах, видеокассетах, компьютерных программах, электронных учебниках, кинотренажерах и т.д.
Значение программированного обучения многогранно. Оно направлено на развитие логического мышления студентов, на привитие им навыков самостоятельного добывания знаний, интереса к знаниям, на осуществление обратной связи.
В программированном обучении ярко прослеживается взаимосвязь преподавания и учения, поскольку одновременно идут и процесс познания, и процесс исполнения в репродуктивной и познавательно-поисковой деятельности.
Педагогам такая технология позволяет увеличить информационную емкость обучения, индивидуализировать подачу учебной информации, выстроить процесс обучения с учетом оперативных целей и в последовательных, поэлементных процедурах их достигнуть. Кроме этого, программированное обучение, построенное на определенном алгоритме учебных действий обучаемых, дает возможность преподавателю управлять процессом обучения на основе установления внешних и внутренних обратных связей.
В методике разработки линейной программы существует следующая последовательность.
1. Дидактический материал делится на незначительные дозы, или, по-другому, на шаги, которые учащиеся преодолевают относительно легко и последовательно, шаг за шагом.
2. Вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках программы, не могут быть очень трудными, иначе студент может потерять интерес к работе.
3. Обучаемые сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы на основе информации, которой хорошо владеют.
4. По ходу выполнения заданий учащиеся сразу же информируются о правильности/неправильности ответов.
5. Все рамки программы учащиеся должны пройти, но в индивидуальном, удобном для конкретного студента темпе.
6. В начале программы студентам дается инструкция, содержащая большое количество указаний, облегчающих получение ответа, но к концу программы число указаний резко сокращается.
Чтобы избежать механического воспроизведения информации, одна и та же мысль в нескольких рамках программы повторяется в разных вариантах.
Существует способ программирования, основанный на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. Суть этого варианта в том, что размеры шагов и дозы учебного материала дифференцированы и подвергаются изменениям по мере перехода одного этапа деятельности к другому, а также по мере изменения уровня познавательной деятельности студента.
Еще одна программа построена на выделении роли обратной связи. Суть ее в том, что программа дифференцирует не только темп, но и содержание обучения. После детального анализа всей информации, которая предлагается студентам, ее делят на три части: коррективную, связанную с основной; коррективную, непосредственно не связанную с основной; вопросы по основной информации. По ходу анализа взаимосвязи основной и корректирующей информации педагог предусматривает типы ошибок, которые возможны при выполнении программы, вот почему разрабатывается коррективная информация, не связанная с основной. Как правило, это информация по уже пройденному материалу. На ее основе разрабатываются тест и схема, иллюстрирующие структуру программы. Достоинством описанной программы является то, что она предполагает поощрение обучаемого за хороший ответ, а также позволяет педагогу оказать помощь учащемуся в момент совершения серьезной ошибки.