Технология модульного обучения. В качестве модуля могут выступать раздел или тема, темы учебной дисциплины. Студенты изучают материал в такой последовательности: 4ч — обзорные лекции; 2 ч — практические занятия; 2ч — работа с обучающей компьютерной программой; 2ч — тестовый контроль; итог — реферат по содержанию модуля. В качестве дидактических средств им выдаются аудио- и видеозаписи лекций или слайд лекции, юнита с кратким содержанием основных понятий модуля, учебная программа курса.
Центральными целями модульного обучения являются:
- создание гибких образовательных структур и по содержанию, и по организации обучения;
- формирование у обучаемых навыков самообразования на основе осознания ими как ближайших целей в виде овладения знаниями, умениями, навыками, так и перспективных целей, способствующих развитию их способностей и достижению высокого уровня конечных результатов.
Научные основы данной технологии:
1) теория поэтапного формирования умственных действий;
2) теория программированного обучения;
3) кибернетический подход;
4) рефлексивный подход;
5) деятельностный подход;
6) идеи индивидуализации, дифференциации, оптимизации обучения.
Основу модульного обучения составляет принцип модульности. Согласно ему обучение осуществляется на основе разбивки содержания на функциональные блоки-модули. Каждый модуль имеет строго сконструированные цели, ведущие от общепедагогических целей, отражающих модель специалиста, к учебным целям предмета, выделенным в модульной программе, и далее к оперативным целям конкретных видов учебных занятий, отражающим два предыдущих вида целей. Каждый модуль имеет определенную структуру содержания и систему учебных элементов. Каждый модуль представляет собой завершенный цикл учебной деятельности.
Ведущим принципом модульного обучения можно считать и принцип гибкости, который осуществляет индивидуализацию обучения в двух направлениях: как индивидуальный подход к студентам и как полный охват всех элементов педагогической системы. Этот принцип обеспечивает быстрое приспособление содержания обучения к выбранному студентом индивидуальному пути обучения, темпу учения из предложенных альтернатив.
Столь же важным для модульного обучения является принцип системного квантования. Он вытекает из теории сжатия учебной информации и учитывает недостатки процессов восприятия и запоминания. При этом:
- процесс восприятия учебной информации значительно облегчается, если он компактно расположен в определенной системе;
- учебная информация запоминается лучше, если в ней выделяются смысловые опорные пункты и дается она небольшими дозами, а не в большом объеме.
Кроме этих принципов модульное обучение строится еще на ряде принципов, таких, как принцип динамичности, действенности и оперативности знаний и их систем; осознанной перспективы; паритетности; выделения из содержания обучения обособленных элементов, принцип действенности и оперативности знаний и т.д.
Студентам модульное обучение дает возможность получить образование с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в индивидуальном темпе. У преподавателя высвобождается больше времени для тьютерской работы. Учебное заведение может осуществлять подготовку большего количества обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе. Модульный принцип построения учебного процесса позволяет образовательному учреждению осуществить многоуровневость профессионального образования. Вся совокупность модулей составляет модель специалиста, дифференцированную по направлениям его подготовки и сочетающую в себе обязательный минимум, отраженный в Государственном образовательном стандарте и программе конкретной профессии.