При построении программы следует учитывать следующие принципы: принцип иерархии управляющих устройств или ступенчатой соподчиненности частей. Согласно ему части системы находятся в тесной взаимосвязи между собой, но при этом сохраняют относительную самостоятельность. Главным в иерархической системе управления учебным процессом является педагог. Он дает студентам установку на общую ориентировку в предмете; стимулирует мотивацию обучения студентов и учитывает ее при подборе программы; оказывает индивидуальную помощь в нестандартных ситуациях, возникающих при выполнении программы; в момент выполнения программы осуществляет и продумывает частные управляющие воздействия на студентов, исходя из специфики предмета; инструктирует студентов по выполнению последовательности шагов программы.
Управление процессом обучения в программе бывает внешним и внутренним. Внешнее управление осуществляют педагог и ТСО. Причем техническому устройству (например, компьютеру) отдается детальное управление процессом обучения, поскольку посредством компьютера передается информация, а педагог обрабатывает информационные потоки по завершении программы. Внутреннее управление проводит сам студент, когда он самостоятельно выбирает темп, время, отведенное на усвоение темы, повторное ее изучение;
- принцип обратной связи. Он вытекает из кибернетической теории построения преобразования информации и требует цикличности в организации системы управления учебным процессом. Обратная связь, т.е. информация о состоянии управляемого объекта, необходима как для преподавателя — для своевременной коррекции процесса обучения, так и для обучаемого — для самоконтроля процесса усвоения, диагностики степени понимания материала. Обратная связь может быть внешней и внутренней. Внешнюю отслеживают педагог и машина, а внутреннюю — сам студент;
- принцип пошагового осуществления учебного процесса. Он заключается в раскрытии, подаче и контроле учебного материала порционально, т.е. сравнительно небольшими, отдельными, самостоятельными, но взаимосвязанными, последовательными, оптимальными по величине порциями учебной информации и учебных заданий (так называемыми шагами, кадрами, файлами);
- принцип индивидуальной работы. Он следует из самого характера программированного обучения, поскольку работа по программе является строго индивидуальной. Для реализации данного принципа преподавателю важно учесть, что студент сам будет регулировать учебный процесс, поэтому педагог подбирает такие задания, которые позволили бы ему работать с оптимальной скоростью. Поскольку темп изучения и уровень усвоения информации, восприятие, внимание, быстрота ориентировки, гибкость мыслительных процессов, степень познавательной активности у всех студентов разные, то сложность учебного материала тоже разная, но предполагающая, что необходимый объем учебного материала будет всеми студентами успешно усвоен, хотя и за разное время;
- принцип обязательного использования различных технических средств (персональных компьютеров, различных тренажеров). Это позволяет осуществить подачу программированных учебных материалов. Как уже отмечалось, именно ТСО выполняют роль основных носителей информации, организуют действия по усвоению материала и организации обратной связи. Преподаватель создает обучающую программу, а затем управляет процессом обучения, лишь внося коррективы в нестандартные ситуации. Следует особо отметить, что для программированного обучения используются только такие ТСО, с помощью которых можно осуществлять пошаговый алгоритм: информация, операция, обратная связь, контроль;
- принцип последовательности. Он заставляет педагога продумывать полный набор учебных целей, подбор критериев их измерения и оценок, точное описание условий познавательной деятельности обучаемых, поскольку фрагментарное использование программированного обучения не дает желаемый результат.