Осуществление модульного обучения происходит на основе модульной программы учебной дисциплины. В ее структуру входят:
- название модульной программы;
- комплексная дидактическая цель дисциплины;
- интегрирующие цели и названия соответствующих им модулей;
- вычленение общей структуры программы;
- определение структуры частных целей в составе каждой интегрирующей дидактической цели;
- построение структуры конкретного модуля на основе структуры частных целей. Одной такой цели соответствует один учебный элемент.
Разработчику следует обратить внимание на то, что в модульной программе должно быть создано «древо целей», т. е. их соподчинение, а при структурировании содержания модуля должен быть соблюден принцип двухуровневости, при котором нижний уровень — это Государственный образовательный стандарт, а высший — те дополнительные сведения, которые помогают студенту увеличить его образовательный кругозор и углубить знания по содержанию дисциплины и отдельного модуля. Кроме этого, в модуле следует:
- предусмотреть возможные способы повторения материала в виде графиков, таблиц, диаграмм, словесного текста;
- учесть этапы усвоения учебной информации: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация;
- обеспечить интеграцию содержания модуля с содержанием учебного предмета с помощью осуществления внутрипредметных и межпредметных связей.
На этапе внедрения технологии модульного обучения преподавателю нелишне усвоить правил а применения модульного обучения:
1) выявлять уровень готовности студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности через разные варианты входного контроля;
2) определять степень освоенности материала предыдущего модуля перед работой в новом модуле с помощью разнообразных заданий текущего и промежуточного контроля;
3) определять степень освоенности материала всего модуля посредством организации обобщающего контроля, причины недостаточности усвоения и способы доработки;
4) представлять содержание учебного материала посредством языка модуля — конкретного, выразительного, адресованного обучаемому.
Универсальность технологии модульного обучения подтверждает тот факт, что с его помощью преподаватель может организовать не только процесс усвоения студентами содержания учебной дисциплины, но и собственную деятельность.
Условия использования технологии модульного обучения:
- готовность преподавателя к инновационной деятельности и мотивация применения современных технологий обучения, в частности модульного;
- готовность студентов к самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- оснащенность образовательного учреждения учебно-методическими средствами нового поколения.
Технология дистанционного обучения. Открытое образование характеризуется следующим. Во-первых, такое образование предполагает открытость будущему, придание процессу обучения творческого характера. В центре такого образования — человек с его неповторимостью, стихийностью, неупорядоченностью; человек как источник развития, а не статическая система. Во-вторых, свободное развитие индивидуальности каждого человека является условием развития общества, поэтому оно должно заботиться об индивидуальном разнообразии форм развития личности посредством образования. В-третьих, гуманистической формой приобретения знаний в открытом образовании становится дистанционное обучение, позволяющее студенту учиться в удобное для него время, в удобном месте и без непосредственного контакта с преподавателем.