Следует отметить, что в научно-методической литературе употребляются три термина: дистанционное образование как более широкое понятие; дистанционное обучение и технология дистанционного обучения как понятия более узкие, в ряде источников отождествляемые друг с другом.
Мы будем говорить о технологии дистанционного обучения, но вначале отметим, что официально работы по проблеме дистанционного образования в нашей стране были начаты с 1993 г. В 1995 г. был поставлен вопрос о развитии единой системы дистанционного образования в России, а в 2002 г. он зазвучал с новой силой: встал вопрос о широком внедрении технологии дистанционного обучения в практику работы образовательных учреждений профессиональной школы.
За период интенсивного внедрения дистанционного обучения в реальную образовательную практику сложились три взгляда на его развитие.
Первый взгляд отражает технологическую (технократическую) сторону. Преподаватели вузов высказывают озабоченность очень быстрым внедрением в российскую систему образования зарубежных технологий образования в виде спутниковых систем, компьютерных коммуникаций.
Второй взгляд, отражая гуманитарную сторону, базируется на мнении о том, что эта технология уникальна, поскольку построена на особых способах подачи материала и имеет особую методологию.
Третий взгляд отражает практическую сторону, которая в последнее время находит все большее количество сторонников.
Существенным достижением дистанционного обучения по сравнению с заочным является и то, что количество студентов по отдельному курсу здесь не ограничено; у студентов есть возможность выбора преподавателя — эксперта по конкретному предмету.
Об эффективности технологии дистанционного обучения говорит следующий пример.
В Великобритании более 50 % программ на степень магистра в области управления реализуется с помощью дистанционного обучения. А число учебных заведений в мире, работающих в системе дистанционного обучения, распределяется следующим образом: в Европе — 240 учебных заведений; в Северной Америке — 237; в Латинской Америке — 60; в Африке — 126; в Азии — 101; в Австралии — 68 и только на Ближнем Востоке их 3.
Но вместе с тем недостатками и основными проблемами дистанционного обучения являются: невозможность обеспечить авторские права преподавателей — разработчиков учебно-методического оснащения технологии; отсутствие гарантий идентичности студента, выполняющего контрольные задания на профессиональную компетентность; теоретизированный характер обучения; недостаточность личностного взаимодействия между преподавателем и студентом; необходимость студентам иметь определенные учебные навыки для самостоятельного обучения; то обстоятельство, что различные предметы имеют и различную «предрасположенность» к обучению в заочном режиме (например, некоторые дисциплины предметной подготовки методической направленности: технологии профессионального образования, технологии профессионально-ориентированного обучения, различные тренинги).
Методологическую основу данной технологии составляют принципы приоритетности педагогического подхода к организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения; педагогической целесообразности применения новых информационных технологий; обеспечения безопасности информации; неантагонистичности дистанционного обучения существующим формам образования; модульности обучения. Все указанные принципы позволяют обеспечить социальный и экономический эффект дистанционного обучения, так как интегрируют его в традиционную систему непрерывного образования.
Образовательный процесс с использованием дистанционного обучения дает возможность образовательному учреждению осуществлять обучение по очной, очно-заочной (вечерней), заочной формам или в форме экстерната для повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов в учреждениях повышения квалификации.