Методика обучения иностранным языкам. Цели обучения.

Само собой разумеется, что каждый из видов речевой деятельности имеет свой операционный механизм, соответствующий специфике этого вида речевой деятельности. Это предполагает дифференцированные действия по его формированию и дифференцированные знания, умения и навыки на выходе аналитико-синтетической части целей обучения. Применительно к устной речи это было показано выше. (В значительной мере то же может быть, вероятно, отнесено и к письменной речи.) Аналитико-синтетическая часть в слушании (и чтении) представлена, как отмечает И. А. Зимняя, более полно и развернуто, чем в говорении. Операционный механизм складывается из проходящей несколько этапов аналитико-синтетической обработки воспринимаемого зрительно или на слух речевого сообщения. К основным операциям этого механизма применительно к слушанию И. А. Зимняя относит «операции отбора, сличения и установления внутрипонятийных соответствий» . Как виды деятельности слушание и чтение определяются прежде всего внутренней стороной, т. е. смысловым восприятием, хотя чтение может осуществляться и во внешней моторной деятельности, причем последняя весьма существенна для овладения внутренней стороной деятельности.

Все эти особенности обусловливают второй структурный компонент целей обучения, который имеет свою специфику в зависимости от видов речевой деятельности. Следовательно, каждому виду речевой деятельности соответствуют свои конкретные цели обучения, реализующиеся в предметном содержании этой деятельности и обладающие поэтому своей особой спецификой.

Третий структурный компонент целей обучения иноязычной речевой деятельности — исполнительная часть. Этой основной по значимости части подчинены две предыдущие. Исполнительная часть любого вида речевой деятельности как планируемый результат обучения предполагает использование побудительно-мотивационной сферы, коммуникативного намерения для осуществления иноязычного речевого общения непосредственно (слушание, говорение) или опосредованно (чтение, письмо), причем: аналитико-синтетическая часть деятельности по переработке лингвистической информации осуществляется теперь только во внутреннем плане.

На данном уровне центральное место занимает прием, переработка и передача экстралингвистической информации, связанной с отражением различных сторон действительности, областей знания, искусства и т. п., среди которых особенно большое значение имеют сведения страноведческого характера. Данный компонент целей обучения предполагает формирование сложных способностей осуществлять иноязычную речевую деятельность в разных ее видах. Эти способности складываются не только из умений и навыков говорения, слушания, чтения и письма, но и из готовности их осуществлять, из активного стремления к иноязычному речевому общению.

Таким образом, именно данный уровень планируемой иноязычной речевой деятельности является искомым, а цели обучения по основным видам этой деятельности выступают в качестве высших конечных целей как всего обучения в средней школе, так и определенных его этапов, а внутри них ступеней (разделов, тем) и т. п.

Итак, цели обучения иностранному языку обладают далеко не однородной структурой, соответствующей специфике структуры самой формируемой деятельности.

Даже поверхностный анализ показывает, насколько тесно переплетаются в структуре целей образовательные, воспитательные и практические компоненты.

В методической литературе существует немало описаний образовательных, воспитательных и практических целей. При этом справедливо утверждается, что конечным планируемым практическим результатом деятельности при обучении иностранному языку является прием и передача экстралингвистической информации на основе владения лингвистической, т. е. иноязычное общение. Это обусловливает тесную взаимосвязь образовательных, воспитательных и практических целей. Кроме того, реализация первых двух возможна лишь при реализации последней. Как указывалось, это объективные зависимости, действующие помимо нашей воли.

И. Бим

Порекомендуйте эту страницу своим друзьям в социальных сетях и получите бонусы для оплаты обучения или денежного вознаграждения!
См. условия подробнее
производство знаков дорожного движения Выражаем Вам искреннюю благодарность и признательность за плодотворное сотрудничество и добропорядочные партнерские отношения. Вы являетесь нашими постоянными поставщиками дорожных знаков. Продукцию Вашег опредприятия от других отличают:использование высококачественных светоотражающих материалов, надежность крепления, корпуса дорожных знаков выполнены из оцинкованной стати и имеют двойную отбортовку В процессе нашего взаимодействия компания ООО "СКЗМК" зарекомендовала...

Среди наших клиентов:

Принимаем к оплате
карты Visa и MasterCard! Принимаем к оплате пластиковые карты Visa и MasterCard