Таким образом, с одной стороны, образовательные и воспитательные цели достигаются только при условии реализации практических целей (для того чтобы овладеть второй группой указанных выше знаний, навыков и умений, необходимо практически владеть хотя бы одним из основных видов речевой деятельности или даже несколькими из них). С другой стороны, как общеобразовательный учебный предмет иностранный язык должен при реализации практических целей обеспечивать реализацию образовательных и воспитательных целей. Это имеет место при взаимосвязанном овладении как лингвистической, так и экстралингвистической информацией, если в процессе обучения обеспечивается формирование названных выше знаний, навыков и умений.
Итак, если принять во внимание все многочисленные связи целей обучения с другими компонентами системы обучения иностранным языкам, то необходимо представить себе цели в виде сложной подсистемы внутри этой системы, на которую воздействуют, с одной стороны, цели общего образования и воспитания в школе, содержание и структура других учебных предметов (общие внешние связи), а с другой — социальный заказ общества и действительность, в которую готовится вступить абитуриент, уровень развития смежных с методикой наук, а также уровень подготовки педагогических кадров по данному учебному предмету (специфические внешние связи) и, наконец, взаимодействие целей с другими элементами системы обучения: методикой как наукой, содержанием и структурой учебного материала, методами и средствами обучения и педагогическим процессом, в котором все эти связи реализуются, обеспечивая соотносимый с целями реальный результат (специфические внутренние связи). При этом следует иметь в виду, что на пути реализации конечных целей стоит множество промежуточных целей. Так, если принять за конечные практические цели указанные выше способности осуществлять основные виды иноязычной речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) и отвлечься от ряда других, также весьма существенных связей и зависимостей, от соотношения компонентов внутри категории цели, то в качестве основных промежуточных целей будут выступать цели каждого конкретного года обучения по этим видам речевой деятельности. Внутри них можно выделить подцели и более дробные цели (назовем их задачами) в формировании этих видов речевой деятельности, реализуемые в рамках каждой темы, т. е. в серии взаимосвязанных уроков, далее задачи отдельного урока по этим видам речевой деятельности, его основных структурных звеньев(или так называемых этапов урока) и, наконец, задачи отдельных действий внутри этих видов речевой деятельности. Таким образом, конечные цели управляют целой иерархией промежуточных целей и задач, которые в сложном взаимодействии управляют всеми элементами системы обучения.
Если исходить только из этих основных связей и зависимостей и пренебречь другими (например, указанными выше), то систему целей можно изобразить в виде структурной схемы.
Исходя из схемы, можно сделать следующие выводы.
Все элементы подсистемы целей находятся в сложном взаимодействии с другими подсистемами обучения иностранным языкам и со средой.
Конечные цели обусловливают все промежуточные цели и задачи, управляют ими, так что можно говорить об иерархии управления внутри подсистемы целей.
Цели по отдельным видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению, письму) как бы планируют высший уровень формируемой иноязычной речевой деятельности и тем самым обусловливают цели более низкого уровня, а именно цели по овладению отдельными аспектами языка и действиями, направленными на оперирование иноязычными средствами (единицами материала), а эти «низшие» цели и задачи полностью подчинены «высшим» целям (конечным и промежуточным) и условно включены в состав каждой из них (т. е. не отражаются схемой).
Все цели, как конечные, так и промежуточные, и конкретные методические задачи, взаимодействуя в каждый данный момент обучения с содержанием и структурой учебного материала, с методами и средствами обучения и управляя ими, а также взаимодействуя со средой, последовательно и поэтапно реализуются в педагогическом процессе; при этом в процессе поступательного обучения происходит переход каждой предыдущей цели в средство для достижения последующей.