В качестве предмета обучения речевая деятельность отнюдь не представляет собой только идеальный предмет, а сочетает в себе как идеальный аспект (мысли), так и материальный, т. е. иноязычные средства ее выражения, выступающие при обучении иностранному языку тоже как предмет, на который направлено обучение.
Если предположить в речевой деятельности, как и во всякой другой человеческой деятельности, наличие выделенных выше трех уровней — побудительно-мотивационного, аналитико-синтетического и исполнительного, то следует, вероятно, выделить эти части и в самой структуре целей обучения. Каждая из этих частей становится предметом деятельности (обучения) и планируемым результатом его.
В этом качестве побудительно-мотивационный компонент целей предполагает формирование интереса к изучаемому языку, потребности в совершенствовании приобретаемых знаний, умений и навыков, стремления к дальнейшему самообразованию, к практическому использованию основных видов иноязычной речевой деятельности не только в процессе обучения, но и (избирательно, хотя бы некоторых из них) в будущей практической деятельности.
Побудительно-мотивационная сфера целей предполагает, таким образом, создание коммуникативного намерения (в частности, замысла высказывания при говорении), развитие положительных эмоций, потребности в иноязычном общении, что может в значительной мере провоцироваться в процессе обучения с помощью многообразных аудиовизуальных и вербальных стимулов и поддерживаться с помощью положительного подкрепления (положительной оценки учителя, товарищей, собственного удовлетворения от полученного результата и т. п.).
Следующий структурный компонент целей — планируемая аналитико-синтетическая деятельность, которую можно представить себе как реализацию коммуникативного намерения, например замысла высказывания при говорении в процессе формирования, формулирования и оформления мысли посредством иностранного языка.
И. А. Зимняя отмечает, что применительно к говорению как виду деятельности аналитико-синтетическая часть «...включает весь операционный механизм так называемого „внутреннего оформления" высказывания, в который входят умственные действия по актуализации вербальных средств, грамматическому структурированию фраз, их трансформации. Основными операциями этого механизма являются операции выбора (или отбора) и составления (или объединения, группировки) элементов отбора по заданному языковыми нормами правилу в соответствии с замыслом». Следовательно, предполагается, что данная деятельность протекает здесь во внутреннем плане.
Характерно, что при обучении иноязычной речевой деятельности эта ее часть реализуется как во внутреннем, так и во внешнем планах. Основываясь на теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина, и в частности на положении о том, что внутренние умственные действия есть результат интериоризации внешних предметных действий, а также учитывая специфику иностранного языка как учебного предмета, есть основание считать, что аналитико-синтетическая часть деятельности охватывает два взаимосвязанных, взаимопроникающих этапа, а именно внешние предметные действия (действия по овладению единицами материала и действия оформления и оперирования — произнесение, раскрытие значения, воспроизведение, написание и т. п.) и внутренние умственные действия как результат интериоризации этих внешних предметных действий с иноязычным материалом.
Данная часть планируемой иноязычной речевой деятельности предполагает овладение языковым материалом (определенным количеством слов, звуков, грамматических явлений) и навыками и умениями дифференцированно оперировать ими либо в процессе оформления высказывания (говорения, письма), либо в процессе «воссоздания» чужой мысли, т. е. слушания и чтения. Однако и то и другое осуществляется на уровне овладения техникой такого оперирования, т. е. самим операционным механизмом этих деятельностей. На данном уровне формируемой деятельности центральное место занимает лингвистическая информация, причем на выходе системы обучения существенно получить умение самостоятельно извлекать эту информацию (умение раскрыть различными способами значение незнакомого слова, опознать общее, закономерное в отдельном явлении и определить особенности его функционирования и т. д.) и самостоятельно передавать ее (умение правильно структурно оформлять высказывание).