Необходимо выявить, как книга для учителя управляет не только процессом осознания учителем целей обучения, но и осознанием содержания и структуры учебного материала, как управляет овладением способами организации педагогического процесса в многообразных конкретных формах его проявления, как вооружает учителя методами и приемами работы. В частности, необходимо установить, насколько четко в книге для учителя удается показать, что при всем многообразии рекомендуемых приемов преподавания все они направлены на решение следующих основных задач: 1) на ознакомление учащихся с единицами материала и действиями оформления и оперирования (действиями реализации); 2) на побуждение их к размышлению, к осознанию существенных признаков единиц материала, на выделение ориентиров действия, на самостоятельный поиск этих ориентиров; 3) на организацию тренировки, т. е. практики в искусственных условиях, направленной на запечатление единиц материала и действий оформления и оперирования, на их поэлементную отработку и автоматизацию; 4) на организацию применения и перевод их в личный опыт учащихся.
Следует иметь в виду, что, позволяя в определенной мере нормализовать педагогический процесс и унифицировать его, книга для учителя создает большие возможности для объективной оценки работы как учителя, так и учащихся. Таким образом, описание книги для учителя с указанных выше позиций касается ее функции служить средством непосредственного управления деятельностью учителя и опосредованно — деятельностью учащихся.
2. Книга для учителя призвана способствовать решению образовательных и воспитательных задач применительно к деятельности учителя.
В этой связи важно определить, обеспечивает ли она повышение научно-методического уровня преподавания, помогает ли осуществлять переподготовку учителя, позволяет ли ему реализовать единство практических, образовательных и воспитательных целей обучения, организует ли и дисциплинирует она учителя.
Существенно, например, как составлено введение, знакомящее с основными методическими положениями, на основе которых построен учебник, с особенностями этапа обучения, с характеристикой основных видов работы и т. п., как даны разработки к урокам, указывается ли в них, какие задачи являются основными, на что направлены те или иные упражнения, дается ли обоснование использования отдельных приемов преподавания, побуждают ли они к адекватным ответным действиям учащихся, т. е. к использованию соответствующих приемов учения, активизирует ли книга в целом познавательную деятельность учителя, пробуждает ли его творческую активность, способствует ли привлечению других средств обучения и т. д.
Поскольку в книге для учителя как бы сосредоточен центральный пульт управления, регулирующий применение всех средств обучения, относящихся к учебному комплексу, то необходимо выяснить, достаточно ли четко налажено это управление, имеются ли, кроме того, указания на привлечение других дополнительных учебных пособий, имеются ли ссылки на какие-либо научные исследования, изучение которых способствовало бы повышению научно-методической квалификации учителя. От удельного веса последних, а также от характера постановки методических задач, от их проблемности в большой степени зависит роль книги для учителя как частной методики обучения тому или иному иностранному языку, ориентированной на конкретный год обучения.
Итак, выше была сделана попытка наметить один из возможных путей описания учебника (книги для ученика) и книги для учителя в принципиальном плане. Описание будет более полным, если в него включить остальные учебные пособия, входящие в комплекс.