В соответствии с логикой системно-структурного подхода следовало бы остановиться на взаимодействии учебника с остальными компонентами подсистемы средств обучения (отражение в нем программы, взаимодействие с разными пособиями, входящими в комплекс, и с дополнительными пособиями), и мы кратко коснемся его при описании книги для учителя.
Таким образом, мы определили (в первом приближении) основные качественные характеристики подсистемы, организующей деятельность учащихся. Управление этой деятельностью осуществляется как с помощью самой структуры учебника, так и с помощью функционирования второй подсистемы, организующей деятельность учителя.
Подсистема, организующая деятельность учителя. Материальным выражением данной подсистемы является в первую очередь книга для учителя (в ее единстве с учебником, без которого она недейственна). Поскольку мы исходим из указанного единства учебника и книги, то естественно предположить, что в них одинаково раскрывается содержание основных методических категорий и дается такая их интерпретация, которая соответствует методической (концептуальной) системе авторов комплекса. Поэтому при описании учебника (и комплекса в целом) мы вынуждены сверяться также с книгой для учителя и, наоборот, при описании книги для учителя мы вынуждены опираться на учебник, используя выделенные выше качественные характеристики.
Если все же условно отграничить книгу для учителя от учебника с целью выявить ее особенности, то представляется необходимым рассматривать ее как специфическое учебное пособие для учителя, выступающее не только как практическое руководство его деятельностью, но и как средство его дальнейшего самообразования и самовоспитания. В связи с этим мы и относим названные ниже особенности книги для учителя к ее наиболее существенным характеристикам.
1. Книга для учителя к учебнику каждого года обучения представляет собой практическое руководство деятельностью учителя по обучению учащихся и тем самым способствует решению прежде всего практических задач применительно к деятельности учителя.
Так как книга, как правило, знакомит учителя с целями и задачами каждого года обучения и со спецификой последнего, то для описания ее важно установить, как представлены во введении к ней цели этого года обучения, достаточно ли дробно, развернуто и инструментально они сформулированы, указываются ли перед каждым: параграфом основные цели и задачи по теме, т. е. по серии уроков, а также формулируются ли задачи каждого отдельного урока. Необходимо выяснить, помогает ли книга учителю не только глубже осознать цели обучения, но и увязать их с конкретным материалом, т. е. предельно конкретизировать их, облегчает ли их «присвоение», а также доведение до сознания учащихся. Короче говоря, важно знать, управляет ли книга для учителя процессом перехода педагогических целей в психологические; обеспечивает ли создание у учителя нужной установки; ориентирует ли учителя в том, как при заданных целях может быть организован урок, в какой последовательности и как целесообразно выполнять упражнения, а именно: как предъявлять и объяснять материал, как проверять его усвоение, какие варианты выполнения упражнений в том или ином конкретном случае на основе учета обратной связи представляются наиболее эффективными, какие возможности для дифференцированного подхода к учащимся имеются в отдельных случаях, как организовать самостоятельную работу учащихся, как строить классную и внеклассную работу.