Среди всех средств обучения и даже внутри комплекса именно учебник (книга для учащихся) составляет центральное звено, опосредующее деятельности учителя и учащихся. Учебник — главное, непосредственное средство обучения (в отличие, например, от программы, которая, как известно, не представляет собой непосредственное средство обучения, и в отличие от других пособий, которые не являются главными средствами обучения). Учебник организует как деятельность учащихся, так и деятельность учителя (непосредственно и через книгу для учителя), воплощая в себе инструмент их взаимодействия. Именно поэтому учебник не отделим от книги для учителя. Учебник и книга для учителя являются ядром подсистемы средств обучения и ядром учебно-методического комплекса. В свою очередь, учебник и книга для учителя выступают по отношению друг к другу в качестве взаимосвязанных, взаимообусловленных подсистем. Входящие в каждую из этих подсистем пособия соотносятся с ними, построены на их основе (книга для чтения, аудиовизуальные средства — картины, таблицы, аудиозаписи, диафильмы, кинофильмы). Создавая эти специализированные пособия, мы как бы конструируем отдельные фрагменты педагогического процесса, реализующие преимущественно обучение одному какому-либо виду речевой деятельности (например, чтению, говорению, или аудированию и т. п.). Если же строится целостная система реализации всех целей обучения, всех основных нужд педагогического процесса, а это фактически имеет место при создании современного учебника, то как бы конструируется, моделируется педагогический процесс в целом. И чем более полно при этом учитываются потребности педагогического процесса и привлекаются для этого достижения современной науки (в частности, учитываются закономерности усвоения конкретного учебного материала и закономерности обучения ему), тем более действенна создаваемая знаковая модель.
Таким образом, современный учебник (учебно-методический комплекс) является по существу микромоделью системы обучения в целом (на всех трех уровнях рассмотрения). Эта модель отражает все компоненты системы: цели, содержание и структуру учебного материала (иноязычный материал, определенным образом организованный), педагогический процесс (различные формы деятельности учителя и учащихся, включая внеклассные формы работы), методы, раскрывающиеся в совокупности приемов, а также другие средства обучения.
Известно, что под моделью понимается материально реализуемая система, которая, отображая и воспроизводя в знаковой форме основной объект исследования, т. е. реальный педагогический процесс, способна замещать его так, что ее изучение дает нам информацию об объекте. Чем полнее эта модель отображает наиболее существенные явления, процессы, связи и отношения данной объектно-предметной области в определенный период исторического развития в целом, чем последовательнее преломляет их применительно к обучению конкретному иностранному языку, чем адекватнее воспроизводит педагогический процесс, тем данная модель действеннее. Внедрение этой модели в практику обучения, в реальный педагогический процесс обусловливает его функционирование в заданном этой моделью направлении.