4. Формирование с помощью подсистемы методов и приемов учения, обусловленных целями обучения, содержанием и структурой учебного предмета и, естественно, методами преподавания.
Описание учебника с этих позиций представляет в настоящее время известную трудность, так как применительно к нашему учебному предмету конкретные методы учения выделены относительно недавно.
Если опираться на выделенные методы учения (ознакомление, размышление, тренировку, применение и самоконтроль), то для характеристики учебника важно установить, как раскрываются эти методы в конкретных приемах учения или, наоборот, как все разнообразие приемов учения может быть сведено к этим нескольким методам, позволяющим объединить все действия учащихся для более целенаправленного решения узловых задач процесса познания, представляющим всю многосложную деятельность учеников в более обозримом виде и дающим возможность через их формирование лучше управлять этой деятельностью. При этом важно проследить, как все многообразные приемы учения ведут учащихся от чувственного восприятия — слушания, созерцания, знаменующих собой в методическом плане ознакомление, — к абстрактному мышлению (размышлению) и от него к практике (тренировке и применению), т. е. как с помощью всех этих приемов осуществляется отражение в сознании школьников явлений и процессов данной сферы действительности и их переход в личный опыт учащихся. Существенно установить, предполагает ли использование заданных в учебнике приемов и методов учения опору преимущественно на сознательное усвоение, на развернутые умственные операции или на свернутые умственные операции, на действия по аналогии и всемерное использование образцов. Обеспечивается ли при этом чередование приемов учения, направленных на овладение самим образцом, с приемами, развивающими комбинационную свободу в использовании этих образцов, формирующими самостоятельные действия по аналогии. Важно было бы выявить доминирующие приемы внутри каждого метода, посмотреть, как они реализуются в конкретных упражнениях учебника, в каких условиях эти последние выполняются (в классе или преимущественно дома, под руководством учителя или самостоятельно, с опорой на родной язык или без опоры на него, устно или письменно, с использованием технических средств обучения или без них и т. п.), в какой форме осуществляются (в форме диалога, групповой беседы или в форме монолога, в форме рассказа, описания или рассуждения, в форме сочинения или изложения, в форме реальной экскурсии или инсценированной и т. д.).
Короче говоря, для описания учебника с позиций того, какие методы и приемы он содержит, необходим очень тщательный анализ всех элементов его структуры: формулировок заданий, опор, имеющихся в упражнениях (схем, таблиц, картинок, ключевых слов, графических знаков), характера текстов, их количества, места родного языка, соотношения между разными приемами и т. д. Все это позволит описать систему методов, представленную в учебнике, всю методическую систему, реализуемую данным учебником (с учетом всех выделенных ранее характеристик). И хотя адекватное использование учащимися методов учения в большой степени зависит от применяемых учителем методов преподавания, которые ему задает учебник и книга для учителя, но которые он также с разной степенью адекватности присваивает, тем не менее роль учебника в формировании методов и приемов учения трудно переоценить. Уже отмечалось, что в современных учебниках этот процесс выступает в недостаточно явном виде.