Представляется целесообразным напомнить определение понятия системы обучения применительно к реальному педагогическому процессу. Как отмечалось, это взаимодействие или, в терминах П. К. Анохина, «взаимосодействие» деятельностей учителя и учащихся, организуемое с помощью конкретного учебно-методического комплекса и направленное на получение конечного полезного результата в виде иноязычных знаний, навыков, умений и способности реализовать их на практике. В отличие от предыдущих определений системы данное определение подчеркивает ее непосредственную направленность на получение конечного полезного практического результата. На более высоких уровнях абстракции эта направленность на практический результат была многократно опосредованной. На третьем уровне система «...должна представлять собой подлинную кооперацию компонентов множества, усилия которых направлены на получение конечного полезного результата», это позволяет увидеть механизм ее действия в реальном педагогическом процессе. Причем сложность данного механизма определяется тем, что на рассматриваемом уровне речь идет о кооперации живых и неживых подсистем: с одной стороны, учебника и книги для учителя как управляющего устройства и, с другой — учителя и учащихся. При этом совершенно необходимо, чтобы последние активно стремились к получению конечного полезного результата, в противном случае невозможно говорить о кооперации. И это в значительной мере может обеспечить современный учебник иностранного языка, если он отвечает своему назначению служить системой реализации целей, содержания, методов и средств обучения и соответствующим образом моделирует реальный педагогический процесс.
Таким образом, основанием для рассмотрения учебника в качестве модели реальной системы обучения служат следующие факторы:
1. На данном этапе развития науки учебник является в значительной мере отражением как макросистемы обучения и иностранным языкам в целом, так и в особенности ее индивидуальной социально обусловленной интерпретации применительно к конкретному языку, т. е. определенной методической системы.
2. Учебник представляет собой знаковую систему, отражающую и воспроизводящую объект исследования (т. е. реальный педагогический процесс) и обеспечивающую взаимодействие его основных составляющих — учителя и учащихся. Именно способность учебника иностранного языка программировать это взаимодействие, управлять им и выступает в качестве одной из наиболее существенных его характеристик.
Следовательно, как знаковый продукт определенной методической системы учебник материализует в себе ее основные свойства и отражает в качестве системы реализации как основные объективные черты абстрактной системы обучения, так и индивидуальные черты той или иной ее социально обусловленной, конкретной интерпретации.
Но отражая свойства системы на двух первых уровнях рассмотрения и воспроизводя образ реальной системы обучения, учебник нетождествен ни одной из них. С одной стороны, степень отражения макросистемы в методической системе и качество воплощения последней в ее продукте — учебнике — могут быть различными. С другой стороны, это обусловлено тем, что реальная система обучения складывается, как отмечалось, из взаимодействия живых и неживых подсистем: учителя и учащихся, учащихся и учебника, учителя, учебника и книги для учителя, и функционирует в последовательности уроков и внеурочных мероприятий, во взаимодействии с другими учебными предметами и т. п., так что на реальный педагогический процесс воздействует множество других факторов, кроме учебника, а именно: личностные свойства учителя, учащихся, уровень их обученности, материальное оснащение школы, постановка дела обучения в ней и даже уровень образования в целом, кроме того, состояние системы подготовки и переподготовки учителей, взаимоотношения в коллективе и многое другое, что может уже рассматриваться как воздействие среды. Естественно поэтому, что реальная система обучения не может быть тождественна ни соответствующей методической системе обучения, ни материальному ее продукту — учебнику, хотя последний в значительной мере и определяет ее функционирование. Более того, между учебником с воплощенной в нем методической системой и реальной системой обучения с неизбежностью будут возникать диалектические противоречия, обусловленные влиянием указанных выше факторов.