Среди выделенных выше основных методических категорий категория «средства обучения» занимает весьма существенное место. Она отражает в обобщенном виде один из сложных компонентов системы обучения, который структурируется из ряда подсистем, а именно: программы, учебника, учебных пособий и разнообразного школьного оборудования, выполняющего дидактические функции, включая технические средства обучения.
Представляя собой сложную подсистему, каждое из средств обучения обладает своей особой структурой и особой функцией и поэтому нуждается в отдельном рассмотрении. В данной книге коснемся лишь некоторых вопросов, связанных с одной из этих подсистем — с учебником иностранного языка.
Как известно, современный учебник иностранного языка представляет собой целостный учебно-методический комплекс, включающий книгу для ученика, книгу для учителя, книгу для чтения и разнообразные аудиовизуальные пособия. Часть указанных средств обучения находится в распоряжении ученика, часть — в распоряжении учителя. Однако взаимосвязи между ними весьма сложные. Так, с одной стороны, некоторые материалы, предназначенные для учащихся, помещены в книге для учителя (тексты для аудирования, упражнения, выполняемые без зрительной опоры, материалы контрольных работ и т. п.) и учебник, соответственно, неполон без них. Учебник без книги для учителя также недостаточно однозначен и допускает разночтения, что недопустимо с точки зрения управления обучением. С другой стороны, книга для учителя недейственна без книги для учащихся, т. е. без учебника в собственном смысле слова, и может быть реализована лишь на его основе. Таким образом, современный учебник представляет собой сложный комплекс, компоненты которого находятся в тесном и весьма многостороннем взаимодействии друг с другом. Это дает возможность говорить о системе учебных средств, представляемых современным учебником.
Характерно, что, относясь к реальным объектам методики и находясь, так сказать, на уровне наблюдения, т. е. выступая в зримом виде, средства обучения и в особенности учебник всегда привлекали и привлекают к себе особое внимание как учителей-практиков, так и исследователей. Для учителей учебник — орудие практической деятельности, от которого во многом зависит успех их труда. Для исследователей учебник — объект изучения, определенная методическая (концептуальная) система, которая в той или иной степени позволяет судить о том, насколько адекватно отражен в ней современный уровень развития методики в приложении к обучению определенному иностранному языку, а также о том, удалось ли ее авторам смоделировать реальную систему обучения данному языку. Для ученика учебный предмет раскрывается учителем и учебником. При этом существенно, что недостатки одного могут быть в определенной мере покрыты достоинством другого, хотя во всех случаях роль учителя, разумеется, является ведущей.
Учитывая все это, мы наметим в первом приближении пути описания современного учебника иностранного языка. При этом ограничимся лишь рассмотрением наиболее существенных и инвариантных его характеристик, в значительной степени отвлекаясь, например, от субъективных факторов, играющих определенную роль как при создании учебников и, следовательно, отраженных в них, гак и при их использовании. Для выделения инвариантных свойств учебника необходимо рассмотреть его место и функции в подсистеме средств обучения, выявить его соотношение с остальными компонентами макросистемы и показать его функционирование в реальном педагогическом процессе.