Характеристика учебников на основе принципов, выдвинутых их авторами, будет недостаточно объективной. Кроме того, авторам не всегда удается реализовать эти принципы в полной мере. Поэтому более объективным нам кажется иной путь — описание учебников в терминах основных методических категорий. Обосновать это положение можно следующим образом.
1. Основные методические категории обобщают наиболее общие и существенные явления и процессы данной сферы действительности и познания, а потому описание, произведенное с их помощью, неизбежно должно носить наиболее объективный и полный (хотя и не исчерпывающий) характер.
2. Поскольку учебник входит в качестве одной из подсистем в систему средств обучения, которая в свою очередь является подсистемой внутри целостной системы обучения, складывающейся на основе взаимодействия всех ее компонентов друг с другом и средой, учебник, естественно, находится в сложной взаимосвязи со всеми остальными компонентами этой системы, так что описание его невозможно без раскрытия всех этих взаимосвязей.
Названное выше положение о закономерности описания учебников в терминах основных методических категорий обусловлено по сути дела местом учебника в системе обучения. Приступая к описанию современного учебника как модели реального педагогического процесса, следует иметь в виду, что учебник (учебно-методический комплекс) реализует этот процесс в упрощенном, огрубленном, идеализированном виде, отражая его наиболее существенные с точки зрения управления обучением внутренние и внешние функциональные взаимосвязи, а также в той или иной мере его организационные формы.
Адресованный главным образом ученику, учебник (книга для ученика со всеми относящимися к ней пособиями) выступает как подсистема, организующая в первую очередь деятельность учащихся, а книга для учителя по своей доминирующей функции является подсистемой, организующей деятельность учителя и его взаимодействие с учащимися. Обе эти подсистемы находятся в состоянии взаимной обусловленности и корреляции, и лишь их взаимодействие может обеспечить искомый полезный результат — определенный уровень обученности учащихся.
Рассмотрим, как можно было бы построить описание этих двух подсистем в принципиальном плане, если исходить при этом из основных методических категорий, а именно: целей, содержания учебного предмета, функционального аспекта педагогического процесса (процесса формирования иноязычных знаний, навыков и умений), методов обучения.
Итак, что необходимо выявить в первую очередь применительно к каждой из этих подсистем, с тем чтобы затем представить себе, каким объективным требованиям она должна отвечать?
Подсистема, организующая деятельность учащегося. Подсистема, организующая деятельность учащегося, материализуется с помощью учебника, книг для чтения и аудиовизуальных пособий. Но основным звеном ее является учебник. Учебник для каждого года обучения может быть описан на основе следующих наиболее существенных его характеристик.
1. Соответствие учебника целям и задачам обучения иностранным языкам в средней школе в целом, определяемым программой и конкретизируемым по классам.
С этих позиций важно установить, как реализуются в учебнике образовательные, воспитательные и практические цели, являются ли последние объективно доминирующими, поскольку, как показывают выделенные выше методические закономерности, лишь на основе их реализации могут быть в настоящее время достигнуты образовательные и воспитательные цели. В этой связи необходимо выявить практическую направленность каждого учебника и вместе с тем установить его образовательную и воспитательную ценность.