3. Рациональная организация деятельности учащихся, т. е. организация процесса формирования иноязычных знаний, навыков и умений.
Описание учебника по этому параметру предполагает анализ системы упражнений и заданных для их реализации условий с точки зрения того, как они в соответствии с конкретными целями и отобранным учебным материалом программируют деятельность учащихся, как при этом учитываются особенности усвоения языкового материала разных уровней и специфика речевой деятельности в целом, а также каждого ее вида в отдельности (говорения в диалогической и монологической форме, аудирования, чтения и письма). Важно знать при этом, на какую психологическую теорию усвоения опирается данная система упражнений, достаточно ли эта теория методически интерпретирована, т. е. преломлена применительно к обучению именно нашему учебному предмету, основу которого составляет процесс иноязычного общения и осуществляемая в ходе этого общения познавательная деятельность.
Для оценки эффективности системы упражнений необходимо установить, учитывается ли при программировании деятельности учащихся наличие в ней трех фаз — ориентировки, исполнения и самоконтроля — и предусмотрено ли их поэтапное формирование, причем существенно выявить, насколько упражнения осуществляют свою функцию единиц иноязычной учебной деятельности, объединяющих в себе конкретный иноязычный материал и определенные действия реализации, направленные на решение совершенно однозначной учебной (методической) задачи. Иными словами, выполняют ли упражнения свою функцию управления процессом формирования иноязычных знаний, навыков, умений и способности применять их на практике; предусматривают ли они подчиненность знаний навыкам и умениям; позволяют ли они вести ученика от относительно жесткого владения образцом действия к относительно свободному (в плане комбинационных возможностей) владению этим образцом (применительно к говорению это выражается, например, в соотношении репродуктивного и продуктивного или условно-продуктивного уровней осуществления деятельности). Важно знать, как предусмотрена адаптация заложенных в учебнике программ к реальным условиям обучения; соотносятся ли организационные формы планируемой деятельности учащихся с реальными, основной единицей которых является урок, т. е. весьма существенно выявить, достаточно ли жестко осуществляется учебником управление педагогическим процессом и как учитывается вероятностный характер последнего. Небезразлично при этом, как сочетаются индивидуальные, групповые и фронтальные формы работы, урочные и внеурочные, работа под руководством учителя и самостоятельная работа; как учитываются индивидуальные особенности учащихся; как организуется активизация их речемыслительной деятельности; каково при этом место родного языка, средств наглядности; как в целом реализуются остальные общедидактические принципы; как отражается научно-технический прогресс в оснащении учебника и т. д.
С помощью ответов на все перечисленные вопросы можно выявить способность учебника организовать деятельность учащихся и предопределить в значительной мере реальный педагогический процесс как на функциональном, так и на организационно-структурном его уровнях (мы исключили из рассмотрения деятельность учителя, постулируя ее адекватность задаваемым учебником программам и деятельности учащихся, имея в виду, что управление деятельностью учителя осуществляется главным образом через книгу для учителя в ее единстве с учебником).